Есть такой фильм «Все будет хорошо». Там герои, переживающие всяческие события все время убеждают друг друга – все будет
хорошо. Эта расхожая фраза применяется обычно, когда нет желания говорить грузить себя чужими проблемами. Похлопал по плечу
унылого собеседника – и побежал дальше. А будет у него хорошо или нет – нам-то до этого какое дело?
Такую позицию выбрала областная администрация в разговоре с населением о наступающей зиме. Еще летом Сахалинская область
фигурировала в числе кризисных регионов, о чем говорили чиновники самого высокого уровня, в том числе полпред президента по
Дальневосточному федеральному округу К. Пуликовский. Было отчего бить тревогу. Вот, например, Невельский район. На
подготовку к зимнему периоду ему необходимо было свыше 110 миллионов рублей, из них около 41 миллиона должны были поступить
из областного бюджета. К середине года они не поступили. Между тем эти деньги предназначались для реконструкции котельных
злосчастного Горнозаводска и самого районного центра. Вот Углегорский район. На топливо должно быть выделено 10 с половиной
миллионов рублей. Перечислений в августе нет. На ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ предусмотрено выделить более 44
миллионов 600 тысяч рублей. В июле перечислено только около 42 процентов запланированных средств.
Неудивительно, что К. Пуликовский, проехавшийся, наконец, не по парадным предприятиям области, а по самым, что ни на есть ее
«медвежьим углам», был, мягко говоря, потрясен. После чего его точку зрения подтвердил председатель Госстроя Н. Кошман,
лично убедившийся, какими темпами область готовится к зиме.
А потом произошло чудо. В конце сентября исполняющий обязанности губернатора И. Малахов на пресс-конференции в Москве заявил,
что готовность области к осенне-зимнему периоду составляет 85 процентов. Есть, конечно, кое-какие проблемы, но чего вы
хотите, если последние 10-12 лет в ЖКХ не вкладывались значительные средства. В общем, не волнуйтесь, все у нас будет хорошо.
А теперь давайте посмотрим, как оценивалась подготовка к отопительному сезону службами, которые обязаны это делать.
В частности, «Сахэнергонадзором», который обязан давать объективную информацию, поскольку за нее отвечает. На 5 октября в
Александровск-Сахалинском районе заготовлено лишь 54 процента сто суточного запаса топлива. Из 20 котельных полностью готовы
14, остальные на 80-90 процентов. Запланировано замена более шести километров тепловых труб - заменено 2,5 километра.
Внутридомовое отопление отремонтировано в 8 из 19 запланированных домов. Паспорта готовности выданы только 5 котельным, в
остальных 10 – нарушения.
Макаровский район. Штат предприятий ЖКХ укомплектован на 50 процентов, из 8 котельных полностью к работе готовы 4, две - на
95 процентов, еще две – на семьдесят. Из 48 котлов подготовлено 25, паспорта готовности не выданы, по 7 котельным замечания
и предписания...
Поронайский район. Из необходимых 21,7 тысячи тонн топлива, необходимого для 100-суточного запаса, заготовлено 15,7 тысячи
тонн Жидкого топлива требуется 2,5 тысячи тонн, заготовлено – ноль. Выданы паспорта готовности 12 котельным из 15.
Смирныховский район. Запасов угля и жидкого топлива нет. Требуется восстановление теплоизоляции на 3 километрах труб,
запланировано изолировать 0,9 километров, сделано – ноль. Ремонт внутридомового отопления запланирован в 18 домах, выполнен
в 3. Не будет выдан паспорт готовности по модульной котельной, потому что она не доведена заводом до заявленной мощности.
( Нам, однако, рассказывают, что скоро «все будет хорошо».)
Холмский район. Потребность угля 43 тысячи тонн, заготовлено 15,5 тысячи. Жидкого топлива завезено всего 5,5 процентов от
потребности. Ремонт внутридомового отопления запланирован в 91 доме, выполнен в 44.
Я намерено перечисляю те районы, положение в которых не считается проблемным. В их числе и Томаринский, где прокуратура уже
провела проверку и обнаружила, что один поселок не подключен к теплу полностью, часть домов и детских садов в городе сидят
без тепла. На последней встрече в студии АСТВ вице-губернатор С. Дегтерев сказал, что район считается благополучным… Не
говорю я и о Долинске, Быкове, Шахтерске, Углегорске, Горнозаводске, Корсакове, которые и без того на слуху у сахалинцев.
Наверное, все мною вышеперечисленное и входит в те самые 15 процентов, которые еще не готовы к зиме. Если это так, то в
областной администрации какая-то своя арифметика. Я бы назвал ее «камуфляжной». Прикрыли бардак завесой слов и цифр,
добавили фиговые листочки успехов – и вот вам розовая картина всеобщего благополучия.
Но это лишь одна сторона дела – как нам пытаются всучить бравые отчеты вместо реального тепла. Вторая – почему это
происходит. Напомню читателям, что еще в прошлом году при обсуждении бюджета в областной Думе и я, и некоторые мои коллеги
пытались доказать областной администрации, что необходимо увеличить долю муниципальных образований, чтобы они могли
спокойно готовиться к зиме, чтобы с ним можно было действительно спросить, куда пошли деньги. Нас не послушали. Пообещали,
что районы позже получат помощь. Как они ее получали, вы уже убедились. Рискуя утомить читателя, приведу еще несколько цифр.
По данным на 16 сентября, финансирование ЖКХ области произведено на 58,9 процента, из них заготовка топлива
профинансировано на 59,3 процента. Это притом, что область в нынешнем году сконцентрировала в бюджете максимум средств на
подготовку к зиме.
Когда же мы в областной Думе спросили начальника главного финансового управления Н. Новикову, в чем причина
недофинансирования, нам было сказано, что ряд районов не представил документы, по которым можно было осуществлять
финансирование. Получается, если верить цифрам, что не представили их половина районов. Еще одна причина в том, что
финансирование ведется по факту выполненных работ. Значит, не было такого факта. Замечательно. То есть сначала вы эти
работы без денег должны провести, а потом вам эти деньги дадут.
Но пусть даже и так. Однако вот к каким выводам пришли надзорные инстанции. Перечисление выделенных средств по факту
выполнения работ, считают они, стимулирует фальсификацию итоговых показателей. Говоря проще, районы пытаются завысить
объем якобы уже произведенных работ, чтобы получить деньги. А реальная картина в итоге еще хуже, чем она выглядит на бумаге.
Кроме того, «фактическое» финансирование не позволяет проконтролировать использование выделенных денег.
Итак, что происходит в целом? Область при формировании бюджета сокращает долю муниципальных образований с тем, чтобы взять
на себя ответственность за подготовку к отопительному сезону, в том числе и контроль за расходованием средств. Итог – в
большинстве районов к зиме готовы «приблизительно», работы ведутся в авральном режиме, контроля нет. Крайние – мэры и
население, которое со страхом ждет наступающих холодов.
Из года в год на областной Думе при обсуждении бюджета мы ведем с исполнительной властью один и тот же разговор – если вы
хотите от муниципальных образований ответственности, дайте им средства. Из года в год мы получаем один и тот же ответ –
сейчас не дадим, а потом выделим. Что из этого получилось – смотри выше. Вынуждена, хотя и сквозь зубы, признать это и
областная администрация. Правда, она не нашла в себе мужества сказать людям правду и взять ответственность на себя. Куда
приятнее рассказывать, как славно живется в Томари и как вот-вот встанет на ноги Макаров. Или какие у нас дурные мэры,
руководители ЖКХ и кочегары.
В ноябре облдума совместно с администрацией будет обсуждать доходы и расходы нашего общего кошелька. Скорее всего, я вновь
проголосую против бюджета будущего года, где опять будут сначала отрезать голову, а потом пытаться приставить хвост. И не
потому, что желаю плохого своим избирателям. Я просто хочу, чтобы им не лгали, чтобы власти в полной мере отвечали за свои
действия, чтобы деньги налогоплательщиков не утекали сквозь пальцы. Чтобы, наконец, бюджет воплощался не в победные реляции
администрации, а элементарные вещи – горячие батареи, чистую воду, не протекающие крыши. И не надо нас хлопать по плечу и
убеждать, что все будет хорошо. Когда-нибудь, возможно, и будет. Но не сегодня. Сегодня мы уже прохлопали.
С. Пономарев, депутат областной Думы.