Статья опубликована в газетах

«Советская Россия»

№ 99(12872) от 26.08.2006

«Советский Сахалин»

№ 152(23425) от 30.08.2006

 

Стрельба на Курилах. К истории вопроса.

 

Последний инцидент, в ходе которого российские пограничники, выполняя свой воинский долг, заставили возле острова Танфильева Малой Курильской гряды остановиться судно-нарушитель государственной границы «Киссин-мару-31», произошел 16 августа 2006 года. В ходе задержания во время предупредительного огня погиб член экипажа японской шхуны–браконьера Мацухиро Морита.

Пограничники сообщают, что только в 2006 году предупредительный огонь открывался по нежелавшим останавливаться судам-нарушителям пять раз.

Интересна история вопроса. Во время «холодной» войны нарушителями госграницы СССР в этом районе были американцы.

Отказ Советского Союза от подписания Сан-Францисского договора (8 сентября 1951 года) развязал руки американскому командованию в Японии для проведения явно провокационной политики в отношении южных Курильских островов, не признававшимися американцами с конца 40-х годов как перешедших под суверенитет СССР.

Напомню, что по Сан-Францисскому мирному договору (статья 2) «с) Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Однако в договоре, так специально составленном американской стороной, прямо не говорилось, в чью именно пользу отказывается Япония от названных территорий.

Советский Союз не подписал договор, потому что были отвергнуты его поправки, которые включали следующие положения: признание Японией суверенитета КНР над Маньчжурией, Тайванем, островами Пэнхуледао, Пратос, Парасельскими, а также суверенитета СССР над южной частью Сахалина и Курильскими островами помимо отказа Японии от всех прав, правооснований и претензий на эти территории. Вместе с тем СССР предлагал признать суверенитет Японии над островами Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес-Вела, Маркус, Цусима и др., входящими в состав Японии до 7 декабря 1941 года, которые США хотели отторгнуть от Японии под свою опеку.

Советская делегация предлагала вывести вооруженные силы союзных держав не позже чем через 90 дней со дня вступления в силу договора, после чего ни одна из союзных держав, а также никакая другая иностранная держава не будут иметь своих войск или военных баз на территории Японии.

Помимо поправок советская делегация предложила восемь новых статей, возлагавших на Японию обязательства устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа, обеспечить ему свободы – слова, печати, изданий, религиозного культа, политических убеждений и публичных собраний, не допускать возрождения фашистских и милитаристских организаций, не вступать ни в какие коалиции или военные союзы, направленные против какой-либо державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против Японии.

Предусматривалось строгое ограничение размеров вооруженных сил Японии, которые должны были служить исключительно целям самообороны, запрещение проводить в какой бы то ни было форме военную подготовку населения, превышавшую потребности вооруженных сил, разрешенных мирным договором, а также запрещение производить или экспериментировать с атомным оружием и другими средствами массового уничтожения, а также определенными видами вооружений. Советская декларация предлагала демилитаризовать японское побережье у проливов Лаперуза, Немуро, Сангарского и Цусимского, разрешив проход через них военным кораблям лишь тех стран, которые прилегают к Японскому морю.

Учитывая решающую роль в победе над Японией СССР, США, Англии и Китая, а также особую заинтересованность этих держав в разрешении японской проблемы, советская делегация предлагала указать, что договор вступает в силу только после ратификации его названными четырьмя державами.

Советский Союз не мог оставить без поддержки своего нового стратегического союзника – КНР, а США не хотели обижать своих новых союзников – Японию и Тайвань (Чан Кай Ши). СССР был недоволен предложенным урегулированием (точнее недоурегулированием), расценивая как опасный новый военный блок США и Японии, а американцы считали необходимым взять Японию в союзники против возникшего коммунистического военного союза СССР – КНР.

Сан-Францисская конференция была задумана и осуществлена как формальное мероприятие для проведения юридической процедуры – подписания с Японией договора, составленного Соединенными Штатами. Причем подписания без обсуждения. Поправки СССР были отвергнуты не в результате обсуждения, а просто проигнорированы согласно нечестной процедуре, навязанной американскими организаторами конференции. В силу тех же нечистоплотных махинаций к участию в конференции не была допущена одна из главных заинтересованных сторон – Китайская Народная Республика. За восемь лет войны против Японии Китай потерял 10 млн. человек и на 50 млрд. долларов США своей собственности.

Кстати, ныне наш тогдашний союзник – КНР – занимает весьма странную, а по сути американо-японскую позицию. Передо мной лежит купленная в июле 2006 года в Харбине (по старому – Маньчжурия, ныне китайская провинция – Хэйлунцзян) карта Японии, изданная китайским государственным издательством. На ней не только южные, но и средние (центральные) Курилы, в частности самый большой Курильский  остров Итуруп, показаны как территория Японии. Хотя по тому же Сан-Францисскому договору (статья 2, пункт «в») Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на китайскую Формозу (ныне Тайвань) и  Пескадорские острова на тех же условиях, что и от островов Курильских. Т.е. не указывая в чью пользу. Видимо, желание поддержать напряженность в отношениях России и Японии затмевает в Китае благодарную память о Маньчжурии, освобожденной от японской Квантунской  армии советскими войсками.

До Сан-Франциско американское правительство скрепя сердце готово было условно считать, что СССР как союзная держава просто временно оккупирует эти острова на тех же основаниях, на каких США оккупируют Японию. Но все кардинально изменилось, когда 20 марта 1952 года Сенат США при ратификации Сан-Францисского мирного договора сделал следующую оговорку: «Предусматривается, что условия договора не будут означать признания за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 года, которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни были положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».

Так произошло закрепление одностороннего отказа США от Ялтинских соглашений 1945 года. (Прагматизм, однако. Нужен был Советский Союз в «горячей» войне против Японии – заключили Ялтинское соглашение. Нужна стала Япония как тыл в «горячей» войне в Корее и в «холодной» войне против СССР – отказались от Ялтинского соглашения).

В течение 1952-1954 годов американские военные самолеты, дислоцировавшиеся на Хоккайдо, несколько раз демонстративно нарушали воздушное пространство СССР над Малой Курильской грядой. Дважды, 7 октября 1952 года в районе острова Юрий и 7 ноября 1954 года у острова Танфильева, советские истребители сбивали американские бомбардировщики Б-29.

Инциденты в этом районе вызвали целую серию обмена нотами между Москвой и Вашингтоном с взаимными обвинениями по поводу позиций сторон в курильской территориальной проблеме. Американская сторона обвиняла СССР в незаконной оккупации островов Хабомаи и Шикотан, заявляя о признании суверенитета над ними за Японией и своем праве поэтому совершать полеты в этом районе согласно американо-японскому договору безопасности 1951 года.

         В американской ноте от 16 декабря 1952 года говорилось, что, «по мнению правительства Соединенных Штатов, остров Юрий вместе с другими островами группы Хабомаи является японской территорией, находящейся под японским суверенитетом, и статус этих островов как японская территория не был изменен фактом их оккупации Советским Союзом».

         В свою очередь советское правительство в своей ноте указало, что «не считает нужным вступать в обсуждение произвольного заявления правительства США о том, что остров Юрий якобы не является советской территорией, как лишенного всякого основания и находящегося в грубом противоречии с положениями Ялтинского соглашения о Курильских островах».

         Американская сторона в день советского государственного праздника – 7 ноября 1954 года еще раз решила проверить надежность советской ПВО и пошла на аналогичную провокацию, на этот раз в районе острова Танфильева Малой Курильской гряды, с теми же для нее трагическими последствиями.

         В тот же день правительство США в своей ноте заявило решительный протест против обстрела американского бомбардировщика, намеренно подчеркнув, что инцидент произошел «над японской территорией» в районе Хоккайдо, несмотря на то, что на самом деле это случилось в пределах советских границ.

         17 ноября 1954 года в новой ноте оно просило советское правительство принять надлежащие дисциплинарные меры в отношении тех, кто ответственен за это «неспровоцированное нападение», а также все другие возможные меры для предотвращения таких инцидентов. В случае непринятия таких мер со стороны СССР американское правительство предупреждало, что оно «будет вынуждено обеспечить необходимую защиту в целях самообороны самолетов Соединенных Штатов, выполняющих эти законные и мирные миссии». Это можно было понять как готовность США открывать огонь по советским самолетам в необходимых случаях.

         Характерно, что нынешнее японское правительство даже ставит вопрос о материальной ответственности российской стороны за последний инцидент, хотя факт браконьерства и неподчинения сигналам российского пограничного корабля со стороны японского судна – очевидны.

         Два Верховных главнокомандующих – Горбачев и Ельцин сделали то, что не мог сделать ни один неприятель – разгромили советскую и российскую систему ПВО на Курилах. Выведены, расформированы части, брошены, разграблены и разгромлены здания и сооружения. А вот США, наоборот, после событий 11 сентября 2001 года (авиа-атаки террористов на Пентагон и Нью-Йорк) взяли на вооружение доктрину уничтожения любого (в том числе гражданского) самолета, стремящегося в закрытый (запрещенный) район. Сейчас, кстати, готовится перебазирование американских военных самолетов на о. Хоккайдо. Поближе к сахалинской нефти и разоруженным Курилам.

К сожалению, в руках у охранителей российских государственных границ на сахалино-курильском направлении в основном автоматы и пулеметы. Ими можно с трудом остановить быстроходную шхуну браконьера. Но современный военный самолет 4-5 поколения – увы, нет.

Для захвата нефтегазоносных районов США ныне готовы бомбить любую страну, предварительно переведя ее в изгои, и обозвав ее недемократической. Давно известно, что «демократия» хорошо сидит на штыках, а лучше всего – на более современном оружии.

Принятие правительством России 3 августа 2006 года федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов», рассчитанной на 2007-2015 годы, хорошая экономическая предпосылка для защиты российского суверенитета на Дальнем Востоке. Но этому должна корреспондировать наша внешняя и пограничная политика. Если не удаётся без ущерба для территориальной целостности современной России достичь договора о границе, то следует отказаться не только от форсирования, но даже рассмотрения, а тем более пропаганды идей заключения так называемого «мирного» договора с Японией, сводящегося не столько к миру, сколько к мирному захвату Японией Малой Курильской гряды (программа - минимум) или половины всего Курильского архипелага (программа - максимум).

Мир между нашими странами наступил 2 сентября 1945 года с безоговорочной капитуляцией Японии, а прекращение состояния войны произошло 60 лет назад – в 1956 году (статья 1 Советско-японской Декларации от 19 октября 1956 года).

Граница Советского Союза, а затем и России с Японией является не договорной, а исторически сложившейся и подлежит надежной государственной охране. Как и любая другая.

 

С.Пономарев

депутат Сахалинской областной Думы,

координатор депутатского внефракционного объединения

«За российские Курилы!»                                                            

 

Hosted by uCoz