«Сахалинская жизнь»
от 29.11-05.12.2006
ПРОГНОЗ В ЦИФРАХ
Проектом закона «Об областном бюджете Сахалинской области на 2007 год» предполагалось:
израсходовать – 21 млрд. 266 млн. рублей (текущие расходы – 17 млрд. 204 млн. рублей, капитальные – 4 млрд. рублей);
получить доходов – 19 млрд. 205 млн. рублей.
Предельный размер дефицита областного бюджета предлагалось установить в сумме 2 млрд. рублей или 14 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи или 9,5 процента к расходам областного бюджета.
В составе доходов – общая сумма налоговых и неналоговых поступлений составляет 70,2 процента, безвозмездные перечисления – 27,7 процента, доходы от предпринимательской и иной деятельности – 2,2 процента.
Общая сумма доходов областного бюджета по сравнению с 2006 годом прогнозируется с ростом на 2 млрд. 238 млн. рублей или на 13,2 процента.
Увеличение суммы расходов – на 18,5 процента.
Предполагается значительно увеличить расходы, предусмотренные на реализацию действующих в области программ, законов и других нормативно-правовых документов.
Самую большую долю из них составляют межбюджетные трансферты муниципальным районам (городским округам) – 30 процентов.
КОГДА ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ
В очередной раз, присутствуя на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению проекта бюджета области, задавал себе вопрос: меняется ли на них что-либо год от года? Да, меняется, но незначительно. В прошлом году мы критиковали администрацию области за некоторую рассогласованность действий комитета экономики и главного финансового управления. По логике вещей комитет экономики должен ставить социально-экономические задачи, а финансовое управление лишь говорить о средствах и способах обеспечения их реализации. А не наоборот.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ОСТАЕТСЯ
Отрадно, что на нынешних парламентских слушаниях в докладе председателя комитета экономики Николая Юрьевича Филиппова прозвучала самостоятельная позиция этого подразделения областной администрации, касающаяся индекса потенциала человеческого развития. Тем не менее, рассогласованность остается. Это первое. Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, кардинального характера. По-прежнему продолжается тенденция укрытия доходов. Это практиковалось финуправлением всегда, но в настоящее время приобретает совершенно дикие масштабы. Приведу факты. Только за девять месяцев этого года областью получено дополнительных доходов по сравнению с тем, что было утверждено на 1 января 2006 года, 3млрд. 600 млн. рублей. И эти деньги уже распределили. Более того, вице-губернатор, начальник главного финансового управления Наталья Михайловна Новикова говорила на парламентских слушаниях, что в декабре будет еще одно изменение в бюджете. Полагаю, прибавка составит порядка миллиарда рублей.
ЛИШНИЙ РОТ ВСЕГДА В ТЯГОСТЬ?
Областной Думе не дают возможности распределять эти средства ввиду того, что конкурсы среди претендентов на материальное вспомоществование до конца года не успеем провести. Так на дворе почти декабрь. И что будет сделано? Нас, депутатов, заставят делить деньги де-факто, потому что де-юре это уже сделано в администрации области. В бюджете 2007 года остатки, как источник покрытия дефицита, вообще не показаны. Таким образом, повторяю, сохраняется тенденция по укрытию дополнительных доходов, что превращает финансовое управление в один из основных источников торможения экономического роста области. После парламентских слушаний облфинуправление согласилось на увеличение доходов и расходов на 200 млн. рублей, хотя по заключению контрольно-счетной палаты бюджет можно было безболезненно увеличить на 500-700 млн. рублей.
ГОВОРЯТ ОДНО, ДЕЛАЮТ ДРУГОЕ
Если социальные программы «Дети Сахалина», «Эпидемиологическое благополучие жителей области» предполагается финансировать на 50 процентов, то о какой социальной направленности бюджета можно говорить? Финансовое управление стало по сути дела королевством в королевстве. Получается, что для него законы, подписанные губернатором, - не указ. Где это видано, чтобы после утверждения программы, ежегодно ходить в финансовое управление и просить деньги на ее реализацию. Все программы, утвержденные законами Сахалинской области, должны быть профинансированы на 100 процентов. Это абсолютно азбучное положение. Но, похоже, только не для финансового управления. Например, на выполнение программы «Дети Сахалина», подписанной губернатором, должны пойти 14 миллионов рублей, выделяют 7,8 млн. рублей. Другой социальный проект «Охрана материнства и детства» профинансирован на 40 процентов от паспорта программы. «Диабет» - без индексации. И так далее.
ЧТО ХОТЯТ, ТО И ВОРОТЯТ
Год назад было проведено специальное совещание у губернатора, который дал указание главному финансисту Н.М. Новиковой, чтобы поправками в течение 2006 года увеличить страховые платежи за неработающее население в фонд обязательного медстрахования, но мало что сделано. В нынешнем проекте бюджета ситуация повторяется. На мой взгляд, все решения областной Думы должны быть полностью финансово подкреплены. Это касается программы «Электронный Сахалин», двух законов о ветеранах. Помимо этого, я думаю, имеется возможность и необходимость те значительные суммы, которые администрация области тратит на реализацию федеральной Курильской программы аккумулировать в аналогичную областную с ярко выраженной социальной направленностью. Этот вопрос неоднократно ставился депутатами перед комитетом экономики, губернатором области. Однако вместо выделения средств для Курильских муниципальных образований финуправление прогнозирует там уменьшение дохода физических лиц. Почему?
НЕ СОБСТВЕНОЙ ВЫГОДЫ РАДИ, ЭКОНОМИКИ ДЛЯ
В общем, исходя из всего вышесказанного, думается, доходную часть бюджета можно увеличить как минимум на 690 млн. рублей. Нельзя заниматься краткосрочным планированием. Возможности для долговременного есть, если только «касса» не будет
становиться впереди экономики.
СУД ИЛИ ПРИРОДООХРАННЫЙ ИНСПЕКТОР?
Недавно один замминистра нефтяной и газовой промышленности СССР заявил, что по суду необходимо расторгнуть договор с инофирмами по «Сахалину-2», ввиду невыгодности Соглашения для российской стороны. Большой начальник, но наивный человек. Буржуи такие намерения давно предвосхитили. Записали в Соглашении еще в 1994 году, что судится с ними можно только в Стокгольме, но по законодательству американского штата Нью-Йорк. Поэтому, когда известный господин Митволь говорит о том, что у него в ведомстве есть юристы, «немножко знающие английский язык», которые смогут заявить иски в суд, то хочется спросить, а знают ли они шведский язык и гражданское законодательство отдельных американских штатов. Недавно две наших всероссийских хоккейных ассоциации подали в Нью-Йорке иск о незаконности поведения хоккеиста Малкина, сбежавшего из магнитогорского «Металлурга» в «Питтсбурские пингвины» (НХЛ). Он нарушил контракт. Любопытно, что тамошний суд отказал в удовлетворении иска со ссылкой на 80 статью Трудового Кодекса России. «Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели». Ведь Женя Малкин по факсу (!) прислал заявление об увольнении. Так что пропали русские денежки, заплаченные нашими хоккейскими боссами американским адвокатам. А теперь представьте, что цена вопроса не один хоккейный беглец, а 10-50 миллиардов американских долларов. Так что выиграть что либо в иностранном суде – дохлый номер. Вот и остается прессовать противоположную сторону за допущенные нарушения внесудебным, родным административным способом – с помощью пожарного, экологического, санитарного, да хоть ветеринарного инспекторов.
Сергей ПОНОМАРЕВ