«Сахалинская жизнь»
от 11-17.10.2006 № 41(326)
Кому-то статус помешал
Вот один любопытный момент об отношении федеральных органов власти по выстраиванию вертикали и по расчистке законодательного поля в интересах федерального законодателя. Такое впечатление, что у нас прокуратура про федеративное устройство страны забыла и успешно по указке сверху строит унитарное государство. Во всяком случаи практические действия прокуратуры свидетельствуют именно об этом. Везде был распространен в начале сентября пресс-релиз прокуратуры о том, что прокурор в областном суде оспорил закон о статусе депутата Сахалинской областной Думы. Причем в этом документе говорится о том, что признаны противоречащими нормы, касающиеся, например, освобождения от занимаемой должности депутата областной Думы, не работающего на профессиональной основе, с согласия облДумы и самого народного избранника и т.п. То есть, прокуратура говорит: вот, мы тут поправляем в основном то, что касается гарантий и компенсаций и так называемых «привилегий».
Лучше б он ездил в лимузине
Я вспоминаю такого борца с привилегиями, как Борис Ельцин. Будучи первым секретарем Московского горкома партии, он ездил на трамвае, как простой советский гражданин, клеймил всех, кто из высоких чиновников пользовался льготами. Все было замечательно и все было с восторгом нами принято. А чем дело-то кончилось? Дело-то кончилось тем, что народные недра он отдал кучке олигархов. Потому что вся нефть сейчас и вообще все природные ресурсы фактически приватизированы. Все это в руках частного капитала. Это ли не привилегия? Да пусть бы г-н Ельцин ездил бы на лимузине, но не трогал народные недра. Вот и в нашем случае под флагом борьбы с привилегиями идет наступление на депутатский статус.
Что скрывает прокуратура?
На какие права идет наступление? Это оспоренное судом и признанное якобы «противоречащим российскому законодательству» право облДумы обратиться к какому-либо должностному лицу с запросом. Признана незаконной статья, касающаяся установления сроков ответов должностных лиц на депутатский запрос. С государственных органов также снимаются обязанности рассматривать предложения и замечания комиссий Думы не позднее чем в месячный срок. Они могут теперь не сообщать о том, что сделано по выводам работы комиссий областного парламента. И, если раньше можно было провести депутатский прием вкупе с руководителями градообразующих предприятий, что было в районе удобно и избирателям, и депутатам, и самим руководителям, то и эта «привилегия» услышать людей на местах стала, по мнению прокурора, незаконной.
Депутата выбрали люди, но…
Сейчас можно не оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности, не надо контролировать никакие жалобы! Признана незаконной и статья, позволяющая депутату обращаться на прием к государственным лицам в рамках своей деятельности в качестве народного избранника во внеочередном порядке. Пусть он сидит, этот депутат, в общей очереди. Тогда, позвольте, а зачем его избрали? Каким способом он будет представлять интересы своих избирателей? И это делается на полном серьезе, потому что работа областного парламента затрагивает интересы федеральных органов. Сообщить депутату о мерах, принятых по заявлению депутата о нарушениях законности, считает прокуратура, никто не обязан, так же как и принять меры к наказанию виновного. Ну, это полный развал государства.
Сахалин как всегда впереди
Прокуратура как орган нормативно формируется представительной властью (Государственной Думой РФ), а персонально прокурор страны назначается Советом Федерации. И получилось, что все назначенные стали выше всех избранных. Налицо извращение государственности. Нормы действующего Закона «О статусе депутата Сахалинской областной Думы» базируются как раз на нормах федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и представительных органов субъектов Федерации». Там указано, что статус депутата субъекты определяют самостоятельно! Вот это есть федеральная норма, которая делегирует нам эти полномочия. А если прокуратура хочет с нами спорить, то она должна спорить в рамках конституционного, а не так называемого «текущего» законодательства. Самое главное, что общественный ущерб от этих действий прокуратуры многократно больше, чем якобы соблюдение единства требований, которого она пытается достичь. В России подобных случаев еще не было, мы как всегда – впереди планеты всей.
Президент рассудит
Депутаты облДумы решили обратиться к президенту РФ как к гаранту Конституции с тем, чтобы он провел согласительные процедуры между нами и прокуратурой как федеральным органом. Потому что в данном случае речь не идет о споре с прокуратурой области. Прокуратура представляет собой централизованную систему, с которой мы и спорим. То есть, речь идет о споре федерального органа и субъекта РФ. Это первое. Второе. Мы обращаемся к генеральному прокурору и говорим: при рассмотрении дела в Верховном суде, будьте добры, принять нашу точку зрения. Так как нельзя нарушить существующий баланс властей.
И если это произойдет, думу нужно будет всю уволить как абсолютно ненужный и затратный орган.
Стоять надо на двух ногах
Кстати, чтобы заниматься, как нам советуют только законодательством, нужно иметь связь с избирателями, получать от них информацию, нужно рассматривать их жалобы и заявления, из которых и появляется нормальный закон. Уж если ты не работаешь в округе, то ты – законодатель, стоящий на одной ноге. Все это очень похоже на проявление федерального чванства: мол, мы выше вас, а вы кто такие? Мы волю самой Москвы выполняем. А все остальные – нишкни! И, наконец, третье. Мы обращаемся к Государственной Думе и Совету Федерации: обсудите модельный закон для всех субъектов Федерации. Проведите по этому вопросу парламентские слушания. И еще, закон о статусе депутата Сахалинской Думы 12 лет никому не мешал! Ни одному прокурору. Мы-то за модель брали с территориальным понижением, конечно, закон о статусе депутата Госдумы.
Кроме того, мы обращаемся за поддержкой к парламентам остальных субъектов Федерации. То, что делается на нашем примере, - это тихая революция властей. Поэтому не стоит удивляться тому, что под флагом борьбы с привилегиями народное представительство нивелирует, из законодательных собраний пытаются сделать обыкновенные машинки для голосования.
Извиняйте, ошибочка вышла
Администрация области представили отчет об исполнении областного бюджета за 1-ое полугодие. Выяснилось, что мы в прогнозе своих доходов опять ошиблись почти на миллиард. У нас превышение доходов над расходами составило 964 миллиона. Вот-вот будет внесен законопроект о том, как их разделить. Говорят, что «Единая Россия» их уже разделила, есть политическое решение на этот счет. Зачем областная Дума – мне не очень сильно понятно. И вот в этой связи нелогичным является возвращение губернатором без подписания закона, касающегося ветеранских льгот. Губернатор считает, что закон противоречит той концепции, которую он внес. А она, эта самая концепция, состоит в том, что дублируются те федеральные нормы, которые есть. Но если есть возможность дополнить эти общероссийские льготы сахалинской спецификой, то почему этого не сделать. Тем более что тех, кто подпадает под эти льготы, не так уж много.
Требуется всего 4 миллиона в год
Выясняется, всего мужчин, имеющих стаж свыше 40 лет, а это одно из условий получения звания «Ветеран труда Сахалинской области», у нас 3600 человек, но из них 966 являются федеральными льготниками, региональными – 2122, а не имеющих льгот мужчин всего 538 человек. Не Бог весть, какая цифра. Женщин, имеющих стаж свыше 35 лет, 15 722 человека, а не имеющих льгот – 2068 человек. Итого, 3206 человек могут претендовать на областное ветеранское звание. Кроме того, депутаты предлагали включить в это число и тех, кто имеет знаки отличия Сахалинской Думы или губернатора. Сумма затрат на все это, по расчетам депутата Болотникова, составляет 4 миллиона рублей ежегодно. Я не думаю, что губернатор возражает против этого. Такое впечатление, что здесь действует группа каких-то имиджмейкеров, учитывающих, что хорошее предложение исходит не от главы областной администрации. И поэтому его срочно надо «задробить» Я, естественно, голосовал за преодоление губернаторского вето по этому законодательному акту, а «единороссы», ранее одобрившие его, тут же поменяли свое мнение. Для чего нам эти споры об авторстве и формальные подходы к концепции социальной защиты ветеранов? Социальная защита – вот и вся концепция этого закона.
Без дипломатических реверансов
Многие наши соотечественники жалуются на то, что не могут попасть в США. Почему они стали невыездными, никто не объясняет. Так вот, многих британцев без всяких на то причин, возвращают из Соединенных Штатов, если у них арабские имена. Просто в дипломатической практике не принято объяснять истинные мотивы. Уже имеются десятки случаев, когда происходит такого рода возврат. Мы уже не раз на страницах нашего еженедельника говорили об электронной войне, управлении карточками и т.д. Что интересно, газета «Нью-Йорк Таймс» заблокировала доступ к своей статье «Расследование террористического акта по подрыву самолетов Великобритании» для жителей именно этой страны. Тем самым, издание впервые применило технологию, которая позволяет сортировать сообщения для различных государств. Конечно, американцы распространяют подобную практику дозировки информации на весь мир. Эти способы не новы, в том числе и для Сахалина. Одно из наших электронных информационных агентств одного депутата областной Думы просто - напросто ограничило в подписке на свою газету. Он не может зарегистрироваться на «СахКоме». Очень любопытная электронная селекция. Это к вопросу об открытости и закрытости.
Сергей ПОНОМАРЕВ