Попытка облизбиркома и лединороссов╗ нарушить закон о выборах Ц не удалась
Из ряда журналистских публикаций, выступлений председателя облизбиркома (последнее 29 июня 200 по радио) и председателя областной Думы невозможно понять смысл и значение расхождений по поводу т.н. лнарезки╗ округов по выборам в областную Думу 4 созыва. Дескать, депутаты просто лне договорились╗ и тогда избирком поставил точку. Это половина правды, а потому Ц неправда.
Первоначально (решением от 22 апреля 2004) облизбирком направил в областную Думу заведомо незаконную и дефективную схему округов (допустимое отклонение в 10% считали от 60 тыс., а не от 30 тыс. избирателей на мандат).
Согласно подпункту ла╗ пункта 4 статьи 18 Федерального закона лОб основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации╗ (далее Ц Федеральный закон) при образовании многомандатных избирательных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях Ц 15 процентов.
В соответствии с указанными положениями Федерального закона средняя норма представительства избирателей равняется общему числу избирателей в Сахалинской области (420000), деленному на общее количество мандатов (14). Исходя из этого, число избирателей в многомандатном округе не может быть выше (ниже), чем средняя норма представительства избирателей (30000), умноженная на число мандатов в данном округе (2), плюс (минус) 10 процентов от средней нормы представительства избирателей (30000).
Таким образом, избирательные округа в нашей области могут быть образованы из расчета 63-57 тысяч избирателей на один избирательный округ.
Однако в схеме, представленной облизбиркомом, отклонения были значительно больше. В округе № 4, включавшем Холмский, Невельский, Южно-Курильский районы, - 67,3 тыс. избирателей, а в округе № 6, куда хотели отнести Поронайский, Ногликский, Макаровский, Смирныховский районы, - 52,4 тыс. избирателей. И это лравенство╗?
Итак, главная претензия к схеме облизбиркома Ц это откровенное пренебрежение критерием лодин человек Ц один голос╗.
Произвол в главном вел к дефектам во всем остальном. В округе 3 предполагалось центром определить Южно-Сахалинск, хотя из областного центра там голосовало бы меньше трети избирателей округа (18 тыс.), а основная часть (32,8 тыс. чел.) избирателей живет в Корсакове. Какой же это лЮжно-Сахалинский округ № 3╗? Одна видимость (и название).
Задумка видимо состояла в попытке любой ценой раздробить избирательный округ, где традиционно баллотируется неугодная властям С.Иванова, столкнув ее с корсаковскими рыбаками.
Ногликский район экономически и территориально традиционно связан с Охинским районом и фактически они образуют Северный нефтедобывающий район, в котором функционирует основной работодатель местного населения Ц лСахалинморнефтегаз╗. лПеревод╗ развивающегося Ногликского района в группу с Макаровским, Поронайским, Смирныховским районами, имеющими другую экономику и другой тип населения, - явно нелогичен (округ № 6 варианта облизбиркома).
Совершенно искусственным являлось отнесение Курильского, Северо-Курильского районов к округу № 5 с центром в г. Долинске. Ни экономически, ни по транспортной схеме эти курильские районы не связаны также с Томаринским районом, отнесенным к тому же округу.
Логичнее уж было отнести Курильские районы к г. Южно-Сахалинску, т.к. они связаны с областным центром авиасообщением (кроме Северо-Курильска) и административно (по властной вертикали: область Ц район). Связь курильчан с областным центром тесна и в культуре, и в экономике. Многие курильчане учат в областном центре своих детей, учатся сами, покупают жилье.
Комиссия по законности Сахалинской областной Думы уже 5 мая с.г. рассмотрела схему облизбиркома и рекомендовала ему внести новую, соответствующую закону и учитывающую необходимость меньших отклонений от средних величин. Кроме того, мы обратили внимание на то, что Курильские районы необоснованно предполагалось разорвать, как какие-то лдовески╗, а значение Корсакова Ц традиционного центра избирательного округа Ц необоснованно нивелировано. Было много и других замечаний.
лГордая╗ избирательная комиссия на решение комиссии по законности областной Думы даже отвечать не стала. Надежда у нее была на решение комиссии по госстроительству, которой председатель Думы В.Ефремов предложил готовить этот вопрос. Заняла эта комиссия, где большинство лединороссов╗, (председатель комиссии В.Долгих, член В.Ефремов Ц он же областной лмедвежий╗ лидер) - странную позицию. С одной стороны, похоже, не хотелось в преддверии выборов перечить облизбиркому, председатель которого выдвинут в ее состав самим губернатором (отсюда известное правило: лесли чего хочет избирком, то это желание исполнительной власти╗). С другой, если можно облизбиркому нарезать округа с незаконными отклонениями, то и другим хочется! Перехитрив самих себя, члены комиссии по госстроительству В.Долгих и В.Ефремов одной рукой проголосовали за решение облизбиркома, а другой с группой лединороссов╗ (и т.н. лпримкнувших к ним лшепиловых╗, - как называли в недавнем прошлом сочувствующих) разработали свой вариант нарезки округов. В общем семь пятниц на неделе или лстой там Ц иди сюда╗.
Ряд депутатов (С.Пономарев, Т.Потапенко, С.Иванова, Н.Долгих) даже вынуждены были направить коллегам 2 июня 2004 года обращение, в котором писали:
лТаинственность и закрытость в деятельности постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по государственному строительству, регламенту и местному самоуправления, председатель которой В.М. Долгих 20 мая с.г. на пленарном заседании не захотел ознакомить коллег с решением комиссии по нарезке округов, член которой Ц председатель Думы В.И.Ефремов, несмотря на обещание, данное 31 мая на оперативном совещании и Совете Думы, снова скрывает его, ведут областную Думу к скоропалительности и поспешности в данном вопросе при принятии решения.....
Во избежание этого направляем вам копию решения Сахалинского областного суда от 18 сентября 1996 года по гражданскому делу № 3-17, решение постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по законности от 1 июня 2004 года и предлагаемую схему нарезки округов.
Просили бы Вас обратить внимание, что по смыслу федерального закона, выявленному через иерархию принципов нарезки округов и подтвержденному практикой, главным в установлении схемы избирательных округов является равенство избирательных округов по числу избирателей. Все остальные принципы имеют подчиненный, вспомогательный характер. И в том случае, если невозможно обеспечить этот главный принцип, можно даже включить в округа, не граничащие между собой районы.
Но предлагаемая избирательной комиссией Сахалинской области схема округов не обеспечивает равенство округов и, кроме того, нарушает Закон области лО выборах депутатов Сахалинской областной Думы╗.
Наилучшей из имеющихся разработанных схем является та, в которой отклонение от принципа равенства является наименьшим. Именно она и должна быть принята облизбиркомом и областной Думой.
Просим вас рассмотреть данное обращение и согласиться с предлагаемым принципом решения проблем╗.
На заседаниях Думы 3 и 10 июня наконец-то всплыла схема единороссов лсо товарищи╗. Отклонения от средних величин в ней были тоже недопустимо велики. Сохранялся сознательный разрыв Охинско-Ногликского экономического района (Для понимания: лрассеивание╗ (как в футболе) относительно лбогатых╗ Охи и Ноглик в группы с депрессивными районами давало возможность нефтяникам выдвинуть и претендовать не на 2, а на 4 места в будущей Думе по двухмандатным округам).
Кроме того, предлагалось и собственное лтворчество╗ в виде объединения северных территорий Южно-Сахалинска (традиционно близких Долинскому району) с Холмским(?). Ни общих средств печати (что важно для агитации), ни общего большого предприятия с Холмском у п. Дальнее и Ново-Александровки вроде нет. Невельский, Анивский и Корсаковский районы (несмотря на лзашкаливание численности) предлагалось объединить в один округ.
За этим проглядывался интерес депутатов-рыбаков В.Горшечникова (Корсаков) и Д.Пашова (Невельск), желавших объединиться и на выборах. Оба они подписались под этой схемой.
Идеологическое обоснование такого волюнтаризма дал В.Долгих. Дескать, лсколько депутатов, столько и мнений╗ и общего критерия для схемы нет. Этому интеллектуальному пораженчеству группа депутатов (незарегистрированная единороссами в качестве лПатриотов России╗) противопоставила ясный и очевидный принцип наименьшего отклонения от средних величин и схему, разработанную депутатом Г.Зливко с учетом этого принципа. Схема была одобрена комиссией по делам общественных объединений и комиссией по законности 01.06.2004.
Нам пришлось запросить и Центризбирком, который по сути, подтвердил этот принцип (письмо от 11.06.2004).
Именно схема, разработанная Г.Зливко, подержанная нашей депутатской группой, и была утверждена облизбиркомом 17 июня как официальная схема выборов областной Думы 4 созыва.
В чем ее достоинства?
Во-первых, в максимальной приближенности (относительно всех других) к принципу лодин человек Ц один голос╗ (удельный вес голоса избирателя в округах весьма близок).
Во-вторых, Охинский и Ногликский районы объединены в один округ № 7 (вместе с примыкающими Александровск-Сахалинским и Тымовским).
В-третьих, подчеркнута роль Курил, входящих в один округ № 5 с транспортно доступным Корсаковым. Теперь курильчане получили шанс реально получить место в облдуме.
В-четвертых, близкие по экономике, степени депрессивности, равные по численности Поронайск и Углегорск объединили в один округ № 6 (вместе со Смирных). Логичной была бы победа на выборах представителей этих двух городов.
В-пятых, объединены в округ два соседа по суше и морю - Невельск и Холмск (без Южно-Курильского лдовеска╗).
Печальным (для перспектив областного центра на объем представительства в будущей Думе) выглядит отход Синегорска, Лугового, Новоалександровска Ц 21,8 тыс. чел. к по сути лДолинскому╗ округу (23,3 тыс. избирателей), куда примкнули и Томари (8,9 тыс. изб.), Макаров (8 тыс. изб.). Но такой вариант был неизбежен. Странно, однако, что центром избран не Долинск, где живет большинство, а Южно-Сахалинск (округ № 3).
Наконец, эта схема внутренне более логична. Поэтому принятие схемы депутатского меньшинства в качестве базовой для повторного утверждения облизбиркомом означает ступеньку к законности от партийного волюнтаризма наших лединороссов╗, и первоначальной халтуры, представленной областной избирательной комиссией.
Сергей Пономарев,
депутат областной Думы