«Разносортные» медики

            В общественном сознании медицинские работники делились на работающих в государственном здравоохранении и частников. Теперь государственных медиков поделили на федеральных и областных, а муниципальных и замечать не хотят.

Не так давно (в конце ноября 2004 года) губернатор области внес в областную Думу проект закона с замечательным на первый взгляд названием «О дополнительных социальных гарантиях молодым специалистам медицинских организаций Сахалинской области». Я сначала обрадовался, думая, что это дополнительные социальные гарантии к тем, которые с 1 января 2004 года уже установлены областным законом № 425 с абсолютно аналогичным названием.

            Оказалось, рано радовался.

            По принятому областной Думой еще 11 сентября 2003 года и  действующему ныне закону молодые специалисты, имеющие высшее или среднее медицинское образование, стаж работы не более трех лет и прибывшие на работу в государственные или муниципальные учреждения Сахалинской области после 1 января 2004 года, имеют ряд  социальных гарантий.

            Во-первых, те, кто прибыл в областные организации здравоохранения и организации здравоохранения г. Южно-Сахалинска, получают ежемесячную надбавку в размере 10 процентов от установленной тарифной ставки (оклада). Смысл нормы, видимо, понятен. В области нет медицинского вуза, и мы заинтересованы в привлечении специалистов. Повышенная оплата труда – один из таких стимулов.

            Во-вторых, те, кто прибыл в медицинские организации, расположенные в других городах и поселках муниципальных образований области, должны получать ежемесячные надбавки в размере 20 процентов от установленной тарифной ставки (оклада). Ясно, что жизнь в глубинке труднее и размер стимула должен быть больше, чем в областном центре.

            В-третьих, те, кто прибыл в медицинские организации, расположенные в сельских населенных пунктах, стимулируются еще больше – в размере 30 процентов от установленной тарифной ставки (оклада).

            Наконец, в-четвертых, молодым медикам, прибывшим на работу в сельские организации здравоохранения, должно выдаваться единовременное пособие в размере 10 минимальных размеров оплаты труда.

            Увы, смысл и содержание нового законопроекта состоял не в дополнительных социальных гарантиях молодым медикам, а в их сокращении!

            То есть никаких областных льгот и доплат муниципальным и сельским медикам. Предполагалось оставить только десятипроцентную доплату молодым специалистам, прибывшим на работу в государственные (читай: непосредственно областного подчинения) учреждения здравоохранения. Так бы и назвали законопроект: «О сокращении социальных льгот ...», а то название противоречит содержанию.

            Разрабатывал этот законопроект департамент здравоохранения Сахалинской области. В чем причина его скаредности по отношению к районным и деревенским медикам? В пояснительной записке и.о. начальника департамента В.Е. Пеньковский связал необходимость принятия нового закона с необходимостью приведения действующего областного законодательства «в соответствие с принципами разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления». Если уточнить, что это один из «побегов» печально известного по грошовой монетизации Федерального закона № 122 образца 2004 года, то становится понятно, что это одна из частностей - антисоциального и антиконституционного курса федерального центра на отказ от многих социальных обязательств государства.

            Идея закона (и курса) была бы верной, если бы каждое муниципальное образование было бы самодостаточно или хотя бы имело возможность полностью содержать муниципальную медицину. Но ведь этого нет! И это известно грефам, зурабовым, кудриным и, наверняка, руководству нашей области.

            Мысль о том, что пусть каждый (человек, населенный пункт) выживает (или умирает) в одиночку, мною лично не разделяется. Мы в области все находимся в одной лодке и пытаться распределить медиков по сортам (образно говоря: «этим мы платим, а этим пусть в их «Забубеновске» платят»), как это сделано с областными и федеральными льготниками, - у нас вряд ли можно. Ведь почти все муниципальные образования дотационны. Поэтому областная администрация и областная Дума должны до достижения экономической самодостаточности районов (весьма проблематичной) нести ответственность перед их населением в рамках не только областного, но всего консолидированного бюджета области (т.е. совокупности областного и муниципальных).

            Законопроект с условным названием «Об ухудшении оплаты труда муниципальных медицинских работников» мы в областной Думе успешно провалили.

            Одно смущает. И в самих думских рядах в этом очевидном вопросе не было единства. Законопроект был 21 декабря 2004 года одобрен (!?) комитетом по социальной политике (руководитель Ж. Иванова). Что же это за социальная политика такая?... Даже на пленарном заседании нашлись депутаты, которые проголосовали за принятие законопроекта (Ж. Иванова – блок «За достойную жизнь и социальную справедливость» (!?), С. Карепкин (Корсаков), А. Кислицын (Оха), Н. Кран, Н. Лугин (блок «Наша Родина – Сахалин и Курилы»), Б. Мисиков («Единая Россия»). Победило, однако, чувство социальной ответственности депутатов перед населением. И, кажется, что оно начинает преобладать над стадно-партийной дисциплиной «руководящей и направляющей» партии власти. Потому что аналогичных законопроектов уже внесено в областную Думу пять-шесть и конца этому не видно. Еще раз подчеркну, что попытки бросить муниципальные образования на произвол судьбы – бессмысленны. Друг от друга нам не убежать. Так что до сей поры в нашей области действует правильный закон 2003 года, кстати, внесенный тем же губернатором.  

                                                                                                С.Пономарев,

                                                                                                депутат областной Думы

Hosted by uCoz