Овцы для стрижки.

        «Для Сахалинцев и Курильчан»

  № 39 (211) от 4 октября 2006 г.

Концепция тупиков. Овцы для стрижки?

«Советская Россия»

 № 113 (12886) от 28 сентября 2006 г.

 

Газеты и подписчики – овцы для стрижки?

«Советский Сахалин»

 № 161 (23434) от 13 сентября 2006 г.

 

 

Газеты и подписчики – овцы для стрижки?

 

29 августа 2006 года редакторы ведущих региональных газет России выступили с открытым письмом «Кому мешают региональные газеты?». В Сахалинской области оно опубликовано 1 сентября 2006 года в № 154 газеты «Советский Сахалин».

В этом письме констатируется, что распространение и подписка региональных газет оказалась в руках не государственных структур, а некоей московской частной компании ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП), которую беспокоит только прибыль, а не доступность информации для населения.

Доставку печатных изданий по-прежнему осуществляет разветвленная сеть почтовых отделений «Почты России», а вот за включение издания в каталог (услугу, которая ранее была бесплатной) МАП лишь собирает деньги и непрерывно увеличивает цену своих услуг. Так, в некоторых регионах она с января 2007 года увеличивается в 100 раз (!).

Подписка в Сахалинской области становится для местных изданий убыточной.

Деятельности МАП способствует политика руководства ФГУП «Почта России», запрещающего заключение прямых договоров на распространение изданий с региональными подразделениями ФГУП.

Газетное сообщество обратилось к первому заместителю правительства, министру по информационным технологиям и связи, к руководителю федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в Общественную палату и т.п. с просьбой о проверке межрегионального агентства подписки.

Думаю, что список адресов не полон, а сами адресаты – недостаточно высокопоставленны. Да и проверять частную структуру, которая по оценкам уже получает от подписной кампании в год около 1,3 млрд. рублей и хочет получать больше – малопродуктивно.

Проверять надо госструктуру – «Почту России».

Почтовая связь является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества и одним из важнейших механизмов в обеспечении экономических, социальных и политических отношений в Российской Федерации.

Однако в последние годы почтовая связь в России деградирует.

Объем традиционных услуг, оказываемых организациями федеральной почтовой связи (кроме выдачи пенсий и пособий) в 1990-2000 годах снижался ежегодно на 13,3% - по доставке письменной корреспонденции, на 13,6 % - по переводам денежных средств, на 21% - по распространению печатных изданий и на 22,1% - по доставке посылок. Если в 1995 году в России выписывали газету или журнал 50 миллионов человек, то в 2005 году – меньше 20 миллионов человек.

По количеству доставленной письменной корреспонденции и подписных печатных изданий на душу населения (30 единиц в год) Россия отстает не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран (Бразилия, Малайзия и др.). В США этот показатель выше в 25 раз. Сокращение объема услуг компенсируется ростом их цены. Золотое руно стрижется с подписчиков и региональных печатных изданий.

Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи (далее ФПС), утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 года № 885-р, не стала предметом широкого общественного обсуждения, а при своей реализации приводит к целям прямо противоположным заявленным.

В числе основных целей реструктуризации ФПС названы: обеспечение гарантированного предоставления утвержденных услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации; расширение спектра услуг почтовой связи (пункт 1 раздела 3 Концепции); способом реформирования избрано создание федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» взамен самостоятельных управлений, существовавших в субъектах Российской Федерации (пункт 2 раздела 3 Концепции). При этом было заявлено, что концепция не ведет к ограничению конкуренции.

На практике реструктуризация почтовой службы приводит к удушению региональной прессы.

Без внесения изменений в правительственную Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи кардинальное изменение ситуации невозможно.

За последние два года комиссия по информационной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации трижды обсуждала эту проблему. Отмечалось, что падение тиражей происходит даже не от бедности населения, а от безудержного взвинчивания подписных цен. Не дала результатов межотраслевая конференция по развитию медиарынка, состоявшаяся 1 марта 2006 года с участием первого вице-премьера правительства Российской Федерации Д.Медведева. Зачем же к нему обращаться повторно?

Очевидно, что без вмешательства первых лиц государства проблема не решается.

Думаю, что в целях защиты интересов подписчиков, местных изданий, сохранения объема, качества и территориальной индивидуальности региональных газет, обеспечения единства и интеллектуального богатства информационного пространства России необходимо: 

1. Внести изменения в Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 года № 885-р, предусмотрев:

            - в составе федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» подразделение единого российского каталога подписных изданий;

            - бесплатное (либо за минимальную, государственно регулируемую цену) включение местных изданий в состав единого российского каталога подписки.

            2. Предоставить право подразделениям федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в регионах заключать договоры о включении местных изданий в единый российский каталог подписных изданий, распространяемых «Почтой России». Закрепить это право в нормативных документах.

            3. Рассмотреть данную проблему наискорейшим образом, до окончания подписной кампании на 2007 год, которая может кончиться не только крахом подписки и разорением региональных газет России, но и угрожает информационной безопасности России.

            Думаю, что эту проблему необходимо рассмотреть Президенту России и Председателю Правительства. Цена вопроса – не менее миллиарда рублей, которые могут сэкономить подписчики.

            А вот коррупционным сращиванием руководства почтовой службы с каталожными приватизаторами (МАП) следует заняться УБЭП МВД и Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

 

 

Депутат

Сахалинской областной Думы                                                                   Сергей Пономарев

 

Hosted by uCoz