САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2006 г. N 4/3/53-4

 

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО ВНЕСЕНИЮ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 73

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Сахалинская областная Дума постановляет:

 

1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" направить проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации" в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации для дачи официальных отзывов.

2. По получению официальных отзывов Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьей 80 Регламента Сахалинской областной Думы внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации".

3. Направить проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации" члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Б.Н.Третяку с просьбой поддержать указанный законопроект.

4. Назначить официальным представителем Сахалинской областной Думы при рассмотрении указанного проекта Федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутата Сахалинской областной Думы Пономарева Сергея Алексеевича.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя областной Думы В.И.Ефремова.

 

И.о. председателя

областной Думы

А.С.Кислицин

 

 

 

 

 

Проект

вносится

Сахалинской областной Думой

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 73

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 1

 

Внести в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871; N 11, ст. 1255; N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587; N 33, ст. 3424; N 47, ст. 4404, 4405; N 53, ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793, 1795; N 26, ст. 2518; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; N 15, ст. 1304; N 27, ст. 2708, 2712; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4848; N 50, ст. 4855; 2004, N 30, ст. 3091, 3092, 3096; 2005, N 1 (часть 1), ст. 13; N 30 (часть 1), ст. 3104; "Российская газета", 2005, 22 декабря) следующие изменения:

1) в части первой слова "на срок до восьми лет" заменить словами "за преступления максимальное наказание за которые не превышает пяти лет";

2) в части второй после слова "личность" дополнить словами "и наличие раскаяния".

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

N

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 73

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Действующая редакция статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения условного осуждения за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Согласно части второй данной статьи, при назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Никаких других ограничений эта норма не содержит, что позволяет судам применять ее к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. От условно осужденного не требуется даже раскаяния в совершенном преступлении.

Об этом свидетельствуют статистические данные по различным составам преступлений:

 

┌─────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐

          Год                2001        2002        2003   

├─────────────────────────┤                                   

      Осужден за:                                           

├─────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

                                                            

│Умышленное причинение                                       

│тяжкого вреда здоровью                                       

│(ч. 1 ст. 111 УК РФ),      19317       18616       18663    

│в т.ч. осужденных                                           

│условно, в %                  54,2%       58,6%       59,9% 

├─────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Грабеж                                                      

│(ч. 1 ст. 161 УК РФ),       7090        6020        7122    

│в т.ч. осужденных                                           

│условно, в %                  64,6%       67,8%       64,1% 

├─────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Хулиганство                                                 

│(ч. 3 ст. 213 УК РФ),      10343        9480        8520    

│в т.ч. осужденных                                           

│условно, в %                  65,4%       66%         66,8% 

├─────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Дачу взятки                                                 

│(ст. 291 УК РФ),            1055        1054        1258    

│в т.ч. осужденных                                           

│условно, в %                  64,4%       66%         66,8% 

└─────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

 

Сложившаяся в судебной практике ситуация свидетельствует о том, что суд в качестве меры правового воздействия назначает наказание условно:

- каждому четвертому из числа лиц, признанных виновными в совершении кражи при особо квалифицирующих обстоятельствах, т.е. организованной группой, в крупном размере, лицом, два и более раза судимым за хищение либо вымогательство (ч. 3 ст. 158 УК РФ);

- каждому второму из числа лиц, признанных виновными в совершении мошенничества при особо квалифицирующих обстоятельствах, т.е. организованной группой, в крупном размере, лицом, два и более раза судимым за хищение либо вымогательство (ч. 3 ст. 159 УК РФ);

- более половины из числа лиц, признанных виновными в даче взятки при квалифицирующих обстоятельствах или без таковых (ст. 291 УК РФ);

- двум третям из числа лиц, признанных виновными в получении взятки при особо квалифицирующих обстоятельствах, т.е. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере (ч. 4 ст. 290 УК РФ);

- четырем из пяти от числа лиц, признанных виновными в том, что получили взятку, занимая государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

Эта практика противоречит принципу справедливости, закрепленному в статье 6, и целям наказания, закрепленным в статье 43 УК РФ, подрывает доверие населения к судебной власти.

Фактически часть 1 статьи 73 УК РФ подменила статью 64 УК РФ в ее нынешней редакции, предусматривающую возможность назначения наказания "ниже низшего предела", но при наличии исключительных обстоятельств.

Условное осуждение полностью лишено кары и многими осужденными воспринимается как безнаказанность, что нередко провоцирует новые преступления. Статистические данные показывают, из общего числа осужденных, совершивших преступление во время отбытия наказания, подавляющее большинство (74,1%) этих осужденных совершили преступление во время испытательного срока при условном осуждении.

Мировая практика также показывает, что применение условного осуждения строго ограничено. Так, в соответствии со ст. 72 УК Республики Узбекистан оно не применяется к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а также к ранее осуждавшимся за умышленное преступление к наказанию в виде лишения свободы. Такое же решение рассматриваемого вопроса дано в ч. 2 ст. 73 Модельного кодекса, ч. 2 ст. 71 УК Таджикской Республики. Не применяется условное осуждение к лицам, которым назначено наказание в виде лишения свободы на срок выше 2 лет (УК Испании, ФРГ, Австрии, Швейцарии). По Уголовным кодексам Японии, КНР, Республики Болгарии верхний предел наказания для применения осуждения ограничен тремя годами лишения свободы, Франции - пятью годами.

В связи со всем изложенным и предлагается законодательно ограничить круг преступлений, за совершение которых наказание может быть назначено условно, преступлениями небольшой и средней тяжести, т.е. наказываемыми не строже чем пятью годами лишения свободы.

Реализация данного предложения не противоречит закрепленным в статьях 6, 7 УК РФ принципам справедливости, гуманизма, не повлечет за собой ограничения права суда при наличии каких-либо исключительных обстоятельств (в том числе связанных с личностью виновного), существенно уменьшающих общественную опасность, назначить более мягкий вид наказания, чем это предусмотрено статьей Особенной части УК РФ (ст. 64 УК РФ).

 

И.о. председателя

областной Думы

А.С.Кислицин

 

 

 

 

 

Приложение

к проекту

Федерального закона

"О внесении изменений

в статью 73 Уголовного кодекса

Российской Федерации"

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 73

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

И.о. председателя

областной Думы

А.С.Кислицин

 

 

 

 

 

Приложение

к проекту

Федерального закона

"О внесении изменений

в статью 73 Уголовного кодекса

Российской Федерации"

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 73

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

 

И.о. председателя

областной Думы

А.С.Кислицин

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz