ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Сахалинской
областной Думы
от _______________ № ____________
г.Южно-Сахалинск
О ходе рассмотрения Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации внесенного Сахалинской областной Думой проекта
федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О
днях воинской славы России» (в части установления Дня Победы над
милитаристской Японией) |
От
14.09.2006 № 5/1/443-4
Сахалинская областная Дума (постановление от 15 сентября 2005 года № 3/1/339-4) внесла в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», предложив дополнить перечень дней воинской славы датой 3 сентября – День Победы над милитаристской Японией.
С нарушением Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 3 статья 108), без решения профильного комитета, с необоснованным, противоречащим части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации требованием представить заключение Правительства Российской Федерации на проект, не требующий затрат, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К.Слиска 21 октября 2005 года (№ 1.1-0600) возвратила Сахалинской областной Думе законопроект.
Сахалинская областная Дума постановлением от 3 ноября 2005 года № 3/4/434-4 «О формально-бюрократическом рассмотрении Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законодательной инициативы Сахалинской областной Думы о включении в перечень дней воинской славы Дня Победы над милитаристской Японией» повторно внесла указанный законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 9 декабря 2005 года на основании решения Комитета по обороне принял решение о возвращении Сахалинской областной Думе законопроекта по тем же самым мотивам.
Сахалинская областная Дума в постановлении от 22 декабря 2005 года № 3/9/563-4 «О продолжающемся формально-бюрократическом рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательной инициативы Сахалинской областной Думы» сочла требования Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации противоречащими части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и еще раз направила в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации указанный законопроект.
Председатель Сахалинской областной Думы направил 28 декабря 2005 года Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову обращение № 3124 с просьбой от имени Правительства Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект аналогичного закона. Ответа на данное обращение не поступило.
Отвечая на постановление Сахалинской областной Думы от 22 декабря 2005 года № 3/9/563-4, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 2301.2006) признал, что инициатива Сахалинской областной Думы целесообразна и имеет достаточно оснований, однако продолжал настаивать на необходимости заключения Правительства Российской Федерации при внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и выразил надежду, что в случае выполнения этого требования «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации примет ее в качестве федерального закона при поддержке нынешнего большинства в Государственной Думе».
Получив определенные гарантии со стороны лидера парламентского большинства, Сахалинская областная Дума в целях ускорения прохождения законодательной инициативы пошла на компромисс и направила 15 февраля 2006 года в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» с новым финансово-экономическим обоснованием, предусматривающим затраты за счет федерального бюджета в объеме 16,2 млн. рублей на создание, сохранение и благоустройство соответствующих мемориальных сооружений, проведение торжественных мероприятий, организацию и проведение научных конференций, публикации и передачи в средствах массовой информации.
Кроме того, Сахалинская областная Дума рассмотрела письмо председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А.Озерова от 3 февраля 2006 года №3.5-32/169, предложившего перенести празднование Дня Победы над милитаристской Японией с 3 на 2 сентября.
В постановлении Сахалинской областной Думы от 16 февраля 2006 года № 4/3/62-4 выражена готовность пойти на компромисс по этому вопросу. Сахалинская областная Дума считает, что если с предложением о переносе даты на 2 сентября выступит другой субъект законодательной инициативы либо после принятия указанного законопроекта в первом чтении в него будет внесена поправка о замене даты с 3 на 2 сентября, то это будет мнением большинства, но самим инициировать разрушение 60-летней традиции, сложившейся после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днем всенародного торжества – Днем Победы над милитаристской Японией» признано нецелесообразным.
2 марта 2006 года девять депутатов Государственной Думы, включая заместителя Председателя Государственной Думы В.А.Пехтина, председателя Комитета по обороне В.М.Заварзина, внесли в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий установление Дня Победы над милитаристской Японией 2 сентября.
Однако, как видно из письма одного из инициаторов законопроекта - депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Н.Галичанина (№ ЕГ-108 от 30 мая 2006 года), работа над реализацией законодательной инициативы приостановлена из-за отрицательного отношения Министерства обороны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
30 мая 2006 года Правительство Российской Федерации дало заключение № 1866п-П44 на проект федерального закона № 261812-4, внесенный Сахалинской областной Думой.
Объясняя причины, по которым Правительство не поддерживает законопроект, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков отметил, что «…победа над милитаристской Японией была достигнута с использованием одним из участников коалиции оружия массового уничтожения, в применении которого не было необходимости». По мнению Сахалинской областной Думы, никакой связи между применением Соединенными Штатами Америки атомной бомбы и победой Советского Союза на Дальнем Востоке не существует: СССР такого оружия не использовал, согласие на его применение не давал, в зоне действия советских войск (Северный Китай, Корея, Южный Сахалин, Курильские острова) такое оружие не применялось, влияния на победу советских войск такое оружие не оказало. Наоборот, вступление Советского Союза в войну союзников с Японией ускорило капитуляцию Японии, избавило ее от дальнейших бомбардировок, приблизило окончание второй мировой войны. Россия не стыдится и не может стыдиться своей истории.
Вторым мотивом, по которому
Правительство Российской Федерации не поддержало законопроект, является то
обстоятельство, что «источники покрытия расходов по каждому уровню
бюджетной системы Российской Федерации, связанных с установлением дня воинской
славы, не указаны».
По смыслу части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации суть заключения Правительства Российской Федерации на законопроект состоит в оценке возможности и целесообразности расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а не в расширительной интерпретации своих полномочий.
Бюджетная система Российской Федерации (статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации) состоит из трех уровней – федерального, субъектов Федерации и муниципального.
Требовать от одного из субъектов Федерации расчета затрат на празднование еще не установленного праздника по каждому (имеющему право самостоятельно планировать свои расходы) муниципальному району, городскому округу, городскому и сельскому поселению, с точки зрения практической, – недопустимо.
Из финансово-экономического обоснования законопроекта видно, что не предполагается возложения каких-либо расходных обязательств на иные, помимо федерального уровня, уровни бюджетной системы Российской Федерации. Данные о предполагаемых расходах на федеральном уровне в финансово-экономическом обосновании приведены.
Таким образом, требование Правительства Российской Федерации о расчетах расходов на каких-либо уровнях бюджетной системы Российской Федерации, помимо федерального уровня, – избыточно, незаконно и противоречит части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 42 протокола №167) 13 июня 2006 года поручил Комитету по обороне подготовить законопроект, внесенный Сахалинской областной Думой, к рассмотрению Государственной Думой в октябре этого года в период осенней сессии 2006 года. Однако в план работы Государственной Думы на осеннюю сессию данный вопрос не вошел. Вынуждены констатировать, что происходит очередная задержка в рассмотрении вопроса.
С учетом изложенного Сахалинская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Направить настоящее постановление в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о включении:
а) проекта федерального закона № 261812-4 «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в план работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2006 года;
б) настоящего постановления в состав пояснительных документов к законопроекту.
2. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации – гаранту Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации) с просьбой в соответствии с частью 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации отменить заключение Правительства Российской Федерации от 30 мая 2006 года № 1866п-П44 на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», внесенного Сахалинской областной Думой, в части, касающейся требования указать в финансово-экономическом обосновании законопроекта источники покрытия расходов по каждому уровню бюджетной системы Российской Федерации, как нарушающее часть 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, либо в порядке статьи 85 Конституции Российской Федерации дать указание об отзыве Правительством Российской Федерации данного требования. Просить Президента Российской Федерации направить свое решение по данному вопросу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Сахалинскую областную Думу до рассмотрения законопроекта по существу.
3. Выразить благодарность депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Н.Галичанину, В.А.Пехтину, В.М.Заварзину, В.И.Шпорту, А.А.Сигуткину, В.А.Клюсу, С.А.Елисейкину, В.И.Усольцеву, В.Н.Басыгысову за законодательную инициативу по установлению Дня Победы над милитаристской Японией, концептуально совпадающую с инициативой Сахалинской областной Думы, и предложить им объединить усилия по принятию законопроекта в первом чтении, а при необходимости – и по подготовке законопректа к окончательному принятию.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на депутата Сахалинской областной Думы С.А.Пономарева.
Председатель
областной Думы В.И.Ефремов