Советский Сахалин
№96 от 13.07.2007
Кто сорил, тому и убирать
20 февраля 2007 года «Советский Сахалин» опубликовал материал «Когда приберемся на Курилах?». В нем рассказывалось об усилиях группы депутатов Сахалинской областной Думы по ликвидации последствий землетрясения 1994 года и непродуманного вывода войск с островов Курильской гряды, по своим итогам, равного землетрясению. На депутатский запрос, направленный ответственным должностным лицам, в июне 2006 года ответы ни шатко, ни валко поступали полгода. В запросе предлагалось провести наконец-то инвентаризацию поврежденного и брошенного военного и гражданского имущества, снести непригодные для эксплуатации здания и сооружения, и передать муниципалитетам то, что можно использовать.
Статья
вышла. Что переменилось?
После выхода статьи Сахалинская областная Дума 1 марта 2007 года приняла постановление «О ходе исполнения депутатского запроса, утвержденного постановлением Сахалинской областной Думы от 22 июня 2006 года № 4/12/375-4». В нем констатировалось, что важнейший вопрос, касающийся облика Курильских островов и психологического климата жизни на них, препятствующий развитию геополитически важной для России территории, по прежнему не решается. Сахалинская областная Дума обратилась по этому вопросу к Президенту Российской Федерации, губернатору Сахалинской области, Генеральному прокурору Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований «Курильский городской округ» и «Южно - Курильский городской округ».
От Президента Российской Федерации ответа не поступило.
По поручению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурор Сахалинской области сообщил о длительном неурегулировании правовой стороны вопроса на федеральном уровне и волоките, проявленной на всех уровнях органов военного управления – от Кунаширской и Итурупской квартирно-эксплуатационных частей (КЭЧ) до Министерства обороны Российской Федерации.
Прокуратурой Сахалинской области установлено 10 гражданских сооружений социальной сферы, 6 жилищного фонда и 21 промышленной сферы, которые на Курилах нуждаются в решении вопроса их дальнейшего использования. Большинство из названных объектов подлежат сносу. При этом каких-либо мер по восстановлению, либо сносу непригодных к эксплуатации сооружений и рекультивации, занимаемых ими территорий органами местного самоуправления не принимается. Разрушающиеся объекты не охраняются и не изолированы из-за отсутствия средств местного бюджета на указанные цели. Изложенное влечет несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации жилых помещений, общественных помещений, зданий и сооружений.
В этой связи по выявленным нарушениям прокурорами Южно-Курильского и Курильского районов 15.03.2007 и 23.03.2007 главам муниципальных образований внесены представления об устранении нарушений законодательства. В отношении глав администраций Крабозаводского и Малокурильского сельских округов возбуждены административные производства, предусмотренные ст.6.4 КоАП Российской Федерации – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, общественных помещений, зданий и сооружений. По результатам рассмотрения представления главой администрации Курильского района приняты меры для предотвращения свободного доступа населения к брошенному гражданскому зданию. Представление, внесенное главе муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», планируется к рассмотрению на очередной сессии районного Собрания.
Кроме того, в отношении 5 промышленных объектов, непригодных к эксплуатации и находящихся в собственности ООО «ПКФ Южно-Курильский рыбокомбинат», не приняты меры по сносу, в связи с чем руководству названного юридического лица также внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. В целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства проведена очистка территорий от вредных веществ, металлолома, приняты дополнительные меры по охране разрушающихся объектов.
Военный прокурор Дальневосточного военного округа письмом сообщил, что в военном городке № 2 (п.Крабозаводское - о.Шикотан) с момента вывода войск в 1998 году здания и строения казарменного фонда не охранялись, в результате чего 17 из 22 зданий разрушены, в том числе в результате землетрясения, разобраны местными жителями и приведены в негодное к эксплуатации состояние, а в дальнейшем списаны.
В военном городке № 3 (с.Китовый - о.Итуруп) не демонтированы 14 объектов военной инфраструктуры.
Разборка, вывоз списанных объектов и последующая рекультивация земель не производились в связи с отдаленностью и ввиду этого высокой стоимостью демонтажа зданий, отсутствием необходимого количества специальной техники и горюче-смазочных материалов. Для проведения мероприятий по демонтажу списанных и подлежащих списанию зданий, рекультивации земель на о.Шикотан необходимо 233 млн.руб., на о.Итуруп – 310,5 млн.руб. Всего для демонтажа списанных зданий и сооружений военных городков на о.Шикотан и о.Итуруп, а также рекультивации земель потребуется 543,5 млн.руб. из федерального бюджета. Немалые деньги.
Что можно использовать
Начальником квартирно-эксплутационного управления военного округа в марте 2007 года по вопросам передачи вышеперечисленных высвобожденных объектов в муниципальную собственность, с главами администраций муниципальных образований «Курильский городской округ» и «Южно-Курильский городской округ» проведены совещания, на которых принято решение до 1.06.2007 КЭУ ДВО передать, а администрациям муниципальных образований принять пригодные к эксплуатации здания и сооружения высвобожденных военных городков п.Крабозаводское и с.Китовое, а также утилизировать списанные здания и сооружения совместными силами за счет Министерства обороны Российской Федерации.
По результатам проверки военным прокурором гарнизона п.Горячие Ключи в отношении начальников Кунаширской и Итурупской КЭЧ, в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для организации охраны высвобожденных объектов военной инфраструктуры, отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ. (Ну это понятно – нет возможности снести, нет свободы выбора – нет ответственности. – С.П.)
Военным прокурором округа в апреле 2007 года в адрес командующего войсками ДВО внесено представление об устранении нарушений закона, в котором предложено оформить правоудостоверяющие документы на все земельные участки и объекты Министерства обороны Российской Федерации, расположенные на территории ДВО, утилизировать неликвидные здания и сооружения, рекультивировать высвобожденные земли Министерства обороны и передать их в хозяйственный оборот.
Наконец и Командующий Дальневосточного военного округа своим письмом сообщил, что по муниципальному образованию «Курильский городской округ» подлежат передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Курильский городской округ» 8 зданий в городке № 3 п.Китовый - о.Итуруп. Согласие администрации муниципального образования имеется. Документы, оформленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 направлены в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ) по Сахалинской области для подготовки выхода распоряжения по передаче.
По муниципальному образованию «Южно - Курильский городской округ» подлежат передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Южно- Курильский городской округ» 5 зданий в городке № 3 п.Крабозаводское. Согласие администрации муниципального образования имеется. Документы направлены в ТУ ФАУФИ по Сахалинской области (№30/1/1364 от 29.03.2007) для подготовки распоряжения по передаче имущества.
Администрация муниципального образования «Курильский городской округ» 15.06.2007 сообщила, что акты приемки двух домов и шести объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность подписаны, но до сих пор не утверждены территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Глава муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» письмом от 7.06.2007 № 413 просит оказать помощь по переводу в муниципальную собственность брошенных объектов военного городка «Менделеева» на о.Кунашир о которых в ответах органов военного управления и военной прокуратуры вообще не упоминается.
К чему пришли?
Итогом проведенной за год работы является, во-первых, проведенная инвентаризация брошенного народного добра на Курильских островах, а во-вторых, то, что местные власти на законных основаниях получают на Итурупе 8 объектов (в т.ч. 2 дома), а на Шикотане – 5 (в т.ч. 3 дома). В домах живут люди, которые теперь знают, кто отвечает за их жилье. (Ремонт, приватизация, уход от чувства заброшенности…). Это позитивные итоги.
Но Министерством обороны Российской Федерации не ставится вопрос перед Правительством Российской Федерации о выделении 543 млн.руб., необходимых для сноса непригодных для эксплуатации сооружений военного ведомства на Курильских островах. Органы военного управления и органы по управлению федеральным имуществом всех уровней многие годы не решают вопрос о передаче в муниципальную собственность брошенных объектов Министерства обороны Российской Федерации, пригодных для эксплуатации. Генеральная прокуратура Российской Федерации устранилась от оценки действий лиц, принимавших решение о выводе войск без одновременного обеспечения сохранности федеральной собственности.
Проблема не решается 13 лет, по-прежнему оказывая многоаспектное негативное воздействие на население Сахалинской области, на ее социально-экономическое развитие, подрывая авторитет и геополитические позиции России на Курильских островах.
Что дальше?
Оставлять начатое дело на полдороге мы не будем. Сахалинская областная Дума 21 июня 2007 года приняла очередное постановление по этому вопросу и повторно обратилась к председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову с предложением дать поручение о включении в состав расходов федерального бюджета 2007 года и последующих лет финансирования в размере 543 млн. руб. на снос и утилизацию непригодного для эксплуатации федерального имущества на Курильских островах; к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке и Министру обороны Российской Федерации А.Э.Сердюкову с просьбой о выявлении на федеральном уровне должностных лиц, отдавших приказы о выводе войск с Курильских островов без обеспечения сохранности федерального имущества, привлечению их к ответственности и взыскания с них ущерба, причиненного бесхозяйственностью.
Принято обращение и к Федеральному Собранию с просьбой учесть при корректировке федерального бюджета 2007 года и принятии бюджетов последующих периодов необходимость финансирования вышеуказанных работ.
А вот органам местного самоуправления муниципальных образований «Курильский городской округ» и «Южно-Курильский городской округ» предложено рассмотреть возможность обращения в суд для понуждения органов военного управления к сносу оставленного без охраны и представляющего опасность для населения федерального имущества. Думается, что администрация Сахалинской области может оказать муниципальным образованиям организационную и правовую помощь при обращении в суд.
Подождем осени, когда будет приниматься федеральный бюджет, когда придут ответы, посмотрим, сколько стоит слово первого вице-премьера российского правительства С.Иванова, недавно пообещавшего произвести «уборку территории» на Курилах. Будем надеяться на лучшее.
С.Пономарев,
координатор депутатского внефракционного объединения «За Российские Курилы!»