Южно-Сахалинск Сегодня

№ 20 (454) от 13.03.2008

Как будем делить субсидии: поровну или по-честному?

 

В середине января на одном из заседаний областной Думы были представлены результаты проверки контрольно-счетной палаты по выплатам жилищно-коммунальных субсидий населению Южно-Сахалинска. Проверяющие утверждали, что в 2006-2007 годах бюджет города за счет областных средств производил незаконные выплаты малоимущим субсидентам. Таким образом, был допущен перерасход средств: в 2006 – порядка 34 миллионов рублей, за 11 месяцев 2007 года – чуть более 21 миллиона, всего – 55 млн. целковых. Котролеры из палаты просили депутатов областной Думы признать расходы нецелевыми и, как следствие, подлежащими взысканию из муниципального бюджета. Звучит скандально, но сенсации тогда не получилось. В чем суть проблемы?

 

Это общеизвестный федеральный  стандарт, установленный в регионах: максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не должна превышать 22 процентов. Однако, четыре года назад в Южно-Сахалинской мэрии решили, что подобный максимум – слишком неподъемный для некоторых категорий граждан, в первую очередь для неработающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, одиноких стариков и малооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы. Было принято решение о дифференцированном стандарте для семей, где среднедушевой доход едва достигает двух и менее прожиточных минимумом, тем более закон позволяет снижать общеустановленный стандарт. Таким образом, для малоимущих южно-сахалинских семей были установлены новые максимумы в обязательных платежах – 10 и 15 процентов в зависимости от уровня доходов. Выплаты субсидентам город производил на условиях софинансирования из трех бюджетов – федерального, областного и муниципального. Вот эти сниженные проценты и не понравились специалистам контрольно-счетной палаты.

Что решили депутаты облдумы? Как рассказал депутат Сергей Пономарев, его коллеги единогласно проголосовали за то, чтобы признать те 55 млн. рублей целевыми расходами и не подлежащими изъятию из казны Южно-Сахалинска. Более того, они признали прежнее постановление мэра о дифференцированной доле коммунальных платежей правильным, социально ориентированным и обратились к администрации области с письменным предложением распространить опыт Южно-Сахалинска на все города и районы. И с 1 января 2008 года снизить для отдельных категорий граждан региональный стандарт до тех же 10-15 процентов. В короткий срок Пономаревым был подготовлен законопроект «О максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг». И 14 февраля семь депутатов – В.Белоусов, Б.Борисов, Н.Долгих, А.Кузьменко, О Тин Ха, С.Пономарев, В.Шадрин (члены группы «Социальная ответственность») направили официальное обращение губернатору с просьбой ознакомиться с законопроектом (который занимает полстранички печатного текста) и дать поручение сотрудникам администрации области об уточнении предполагаемых расходов. Дело в том, что в феврале  в интервью одной из местных газет начальник областного финансового управления Н.Новикова утверждала, что затраты по данной статье могут составить 350 млн. рублей в год. По расчетам же депутатов на реализацию закона в случае его принятия потребуется около 102 млн. рублей, которые с учетом роста доходов населения снижались бы ежегодно. При таком расхождении в суммах и требовалось заключение профессионалов.

Через месяц после пленарного заседания облдумы поступил ответ за подписью А.Хорошавина. Губернатор сообщил, что не считает целесообразным снижение регионального стандарта для отдельных категорий сахалинцев и курильчан. Во-первых, потому, что принятие предложенного регионального стандарта на уровне 15 процентов повлечет за собой увеличение расходов из областного бюджета более чем на 200 млн. рублей, во-вторых, сократит объем финансовой помощи из Москвы. А в-третьих, по мнению губернатора, «действующее законодательство не предусматривает дифференциацию данного стандарта по категориям получателей».

- Он вольно или невольно ошибается, утверждая это, - комментирует ответ губернатора Сергей Пономарев. – По Жилищному кодексу в статье 159 записано, что размеры региональных стандартов могут быть уменьшены для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума. Примером сказанному может служить и совершенно «свежее» постановление правительства РФ «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета...», увидевшее свет в декабре 2007 года. В постановлении есть интересный пункт: «Разрешить министерству финансов РФ при определении размера субсидии, предоставляемой бюджету Камчатского края, не применять понижающий коэффициент в случае, если региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен органами государственной власти Камчатского края в размере не ниже 15 процентов». Это означает, что власти Камчатского края, во-первых, пытаются облегчить жизнь своих малоимущих граждан, во-вторых, умеют работать с правительством, а руководство нашей области говорит лишь о нецелесообразности такой заботы. И потом, мне лично кажется  совершенно некорректным расхождение в суммах: у Новиковой – 350 млн., у Хорошавина – более 200 млн. рублей. Поэтому депутаты и настаивают на том, чтобы финансисты сделали квалифицированный расчет.

В конце февраля законопроект, подготовленный С.Пономаревым, был рассмотрен на Совете председателей представительных органов местного самоуправления области. Решение мэров и глав районных администраций было однозначным: одобрить документ и обратиться к депутатам облдумы и губернатору с просьбой принять его к рассмотрению.

А что думает губернатор по поводу нового законопроекта? Третьего марта почему-то на имя председателя областной Думы, а не в адрес авторов депутатского запроса поступил ответ за подписью Хорошавина. Этот документ с содержательной стороны не представляет интереса для наших читателей, поскольку там не написано ни «да», ни «нет». Сплошные бюрократические обороты: мол, в соответствии с такими-то нормативными актами законопроект сначала необходимо внести на рассмотрение в облдуму; а пока он не внесен, то правовых оснований для предоставления заключения на указанный законопроект глава администрации не находит. И т.д.

- А ведь мы просили дать только поручение финансистам уточнить затраты, но не оценивать весь законопроект, - продолжает Сергей Алексеевич. – Налицо нежелание обладминистрации сотрудничать с Думой в важнейшей социальной проблеме.

Что в итоге? Переписка между двумя ветвями власти продолжается. На днях на имя губернатора ушло очередное депутатское обращение. А в Южно-Сахалинске тем временем возрастает недовольство среди малоимущих горожан. Дело в том, что в областном центре с начала года было отменено дифференцированное субсидирование, и коммунальные расходы малоимущих, естественно, возросли. Пострадало около 7 тысяч семей. В настоящее время городское Собрание изыскивает возможность снять социальное напряжение, но время идет...

 

Наталья ДВОРКИНА

Hosted by uCoz