Южно-Сахалинск Сегодня
№ 20 (454) от 13.03.2008
Как будем делить субсидии: поровну или по-честному?
В
середине января на одном из заседаний областной Думы были представлены
результаты проверки контрольно-счетной палаты по выплатам жилищно-коммунальных
субсидий населению Южно-Сахалинска. Проверяющие утверждали, что в 2006-2007
годах бюджет города за счет областных средств производил незаконные выплаты
малоимущим субсидентам. Таким образом, был допущен перерасход средств: в 2006 –
порядка 34 миллионов рублей, за 11 месяцев 2007 года – чуть более 21 миллиона,
всего – 55 млн. целковых. Котролеры из палаты просили депутатов областной Думы
признать расходы нецелевыми и, как следствие, подлежащими взысканию из
муниципального бюджета. Звучит скандально, но сенсации тогда не получилось. В
чем суть проблемы?
Это общеизвестный федеральный стандарт, установленный в регионах:
максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не должна превышать 22 процентов.
Однако, четыре года назад в Южно-Сахалинской мэрии решили, что подобный
максимум – слишком неподъемный для некоторых категорий граждан, в первую
очередь для неработающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, одиноких
стариков и малооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы. Было принято решение о
дифференцированном стандарте для семей, где среднедушевой доход едва достигает
двух и менее прожиточных минимумом, тем более закон позволяет снижать
общеустановленный стандарт. Таким образом, для малоимущих южно-сахалинских
семей были установлены новые максимумы в обязательных платежах – 10 и 15
процентов в зависимости от уровня доходов. Выплаты субсидентам город производил
на условиях софинансирования из трех бюджетов – федерального, областного и
муниципального. Вот эти сниженные проценты и не понравились специалистам
контрольно-счетной палаты.
Что решили депутаты облдумы? Как рассказал
депутат Сергей Пономарев, его коллеги единогласно проголосовали за то, чтобы
признать те 55 млн. рублей целевыми расходами и не подлежащими изъятию из казны
Южно-Сахалинска. Более того, они признали прежнее постановление мэра о
дифференцированной доле коммунальных платежей правильным, социально
ориентированным и обратились к администрации области с письменным предложением
распространить опыт Южно-Сахалинска на все города и районы. И с 1 января 2008
года снизить для отдельных категорий граждан региональный стандарт до тех же
10-15 процентов. В короткий срок Пономаревым был подготовлен законопроект «О
максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и
коммунальных услуг». И 14 февраля семь депутатов – В.Белоусов, Б.Борисов,
Н.Долгих, А.Кузьменко, О Тин Ха, С.Пономарев, В.Шадрин (члены группы
«Социальная ответственность») направили официальное обращение губернатору с
просьбой ознакомиться с законопроектом (который занимает полстранички печатного
текста) и дать поручение сотрудникам администрации области об уточнении
предполагаемых расходов. Дело в том, что в феврале в интервью одной из местных газет начальник областного
финансового управления Н.Новикова утверждала, что затраты по данной статье
могут составить 350 млн. рублей в год. По расчетам же депутатов на реализацию
закона в случае его принятия потребуется около 102 млн. рублей, которые с
учетом роста доходов населения снижались бы ежегодно. При таком расхождении в
суммах и требовалось заключение профессионалов.
Через месяц после пленарного заседания
облдумы поступил ответ за подписью А.Хорошавина. Губернатор сообщил, что не
считает целесообразным снижение регионального стандарта для отдельных категорий
сахалинцев и курильчан. Во-первых, потому, что принятие предложенного
регионального стандарта на уровне 15 процентов повлечет за собой увеличение
расходов из областного бюджета более чем на 200 млн. рублей, во-вторых,
сократит объем финансовой помощи из Москвы. А в-третьих, по мнению губернатора,
«действующее законодательство не предусматривает дифференциацию данного
стандарта по категориям получателей».
- Он вольно или невольно ошибается, утверждая
это, - комментирует ответ губернатора Сергей Пономарев. – По Жилищному кодексу
в статье 159 записано, что размеры региональных стандартов могут быть уменьшены
для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума.
Примером сказанному может служить и совершенно «свежее» постановление правительства
РФ «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета...», увидевшее
свет в декабре 2007 года. В постановлении есть интересный пункт: «Разрешить
министерству финансов РФ при определении размера субсидии, предоставляемой
бюджету Камчатского края, не применять понижающий коэффициент в случае, если
региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен органами
государственной власти Камчатского края в размере не ниже 15 процентов». Это
означает, что власти Камчатского края, во-первых, пытаются облегчить жизнь
своих малоимущих граждан, во-вторых, умеют работать с правительством, а
руководство нашей области говорит лишь о нецелесообразности такой заботы. И потом,
мне лично кажется совершенно
некорректным расхождение в суммах: у Новиковой – 350 млн., у Хорошавина – более
200 млн. рублей. Поэтому депутаты и настаивают на том, чтобы финансисты сделали
квалифицированный расчет.
В конце февраля законопроект, подготовленный
С.Пономаревым, был рассмотрен на Совете председателей представительных органов
местного самоуправления области. Решение мэров и глав районных администраций
было однозначным: одобрить документ и обратиться к депутатам облдумы и
губернатору с просьбой принять его к рассмотрению.
А что думает губернатор по поводу нового законопроекта? Третьего марта
почему-то на имя председателя областной Думы, а не в адрес авторов депутатского
запроса поступил ответ за подписью Хорошавина. Этот документ с содержательной
стороны не представляет интереса для наших читателей, поскольку там не написано
ни «да», ни «нет». Сплошные бюрократические обороты: мол, в соответствии с
такими-то нормативными актами законопроект сначала необходимо внести на
рассмотрение в облдуму; а пока он не внесен, то правовых оснований для
предоставления заключения на указанный законопроект глава администрации не
находит. И т.д.
- А ведь мы просили дать только поручение
финансистам уточнить затраты, но не оценивать весь законопроект, - продолжает Сергей
Алексеевич. – Налицо нежелание обладминистрации сотрудничать с Думой в
важнейшей социальной проблеме.
Что в итоге? Переписка между двумя ветвями власти продолжается. На днях на имя губернатора ушло очередное депутатское обращение. А в Южно-Сахалинске тем временем возрастает недовольство среди малоимущих горожан. Дело в том, что в областном центре с начала года было отменено дифференцированное субсидирование, и коммунальные расходы малоимущих, естественно, возросли. Пострадало около 7 тысяч семей. В настоящее время городское Собрание изыскивает возможность снять социальное напряжение, но время идет...
Наталья ДВОРКИНА