«Сахалинская жизнь»
от 24-30.01.2007 № 4
В прошлом году областной Думой был принят и направлен на подпись губернатору Закон «Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании в области». Авторы его – несколько депутатов, в том числе и ваш покорный слуга. Несмотря на годичное сопротивление, закон в декабре все-таки прошел.
По представлению губернатора была принята в первом чтении областная комплексная целевая программа по профилактике правонарушений на 2007-2010 годы. Очень важный законопроект, предусматривающий увеличение финансирования в четыре раза. Если раньше эта цифра равнялась 7 млн. рублей в год, то сейчас – около 30 млн. рублей. Это хорошо. Но если учесть, что у нас только УВД области потребляет на свою текущую деятельность свыше 500 млн. рублей в год, то профилактика правонарушений стоимостью даже в 30 млн. рублей – капля в море. Серьезным недостатком этой программы является то, что базируется она на показателях, связанных только с уровнем преступности.
Что такое вообще правонарушения? Это два массива: административно наказуемые проступки, которых больше, - это основание пирамиды - и преступления, ее венчающие. Бороться надо путем большего привлечения к административной ответственности. Условно говоря, террориста надо ловить, когда он бросил окурок мимо урны. Это уже профилактика. А у нас какой парадокс? Число несанкционированных случаев стоянки автомобилей на газонах якобы меньше, чем количество умышленных убийств. Да быть такого не может! Это просто явный дефект регистрации и профилактики. Увы, милиция общественной безопасности этим не занимается, хотя обязана.
Поэтому при принятии закона в первом чтении мы обратили внимание УВД области на необходимость усиления работы по административной профилактике проступков и введения специального раздела в Программу, который бы этого касался.
Итогом прошлого года стало принятие в первом чтении областной программы повышения безопасности дорожного движения на 2007 – 2012 годы. Программа на редкость дорогая. Только в нынешнем году она предусматривает выделение из областного бюджета 282 млн. рублей. Но, зная практику выделения средств на областные целевые программы, если дадут хотя бы 10 процентов от этой суммы, - уже хорошо.
Цель документа - человекосбережение. В 2004 году экономический ущерб, нанесенный в результате дорожно-транспортных происшествий, составил более миллиарда рублей. Я уже не говорю о человеческих жизнях, которые бесценны. Надо заметить, что программа принята под давлением Москвы, потому что она предусматривает софинансирование из федерального бюджета.
В прошлом году Министр внутренних дел господин Нургалиев обратился в УВД области с предложением дать расчеты по созданию межмуниципальных отделов милиции. Единственным критерием для создания органов внутренних дел будет являться показатель численности постоянно проживающего на обслуживаемой территории населения. Теперь представьте себе три Курильских района, где плотность населения невелика. Согласно задуманной в верхах реорганизации, там может остаться только один районный отдел внутренних дел и два отделения. Если учитывать, что между средними и северными Курилами вообще нет транспортного сообщения, как же будет выглядеть оперативная связь органов внутренних дел между собой? Кроме того, что такое отделение межмуниципального отдела милиции? Это структура, в которой дежурная часть не положена, изолятор временного содержания тоже. Поймали, предположим, ночного татя, а куда его деть и что с ним делать – неизвестно. По морозцу в другой район гнать?
То есть подобная реформа – очередная оптимизация как в сферах здравоохранения и образования, только применительно к органам внутренних дел. В МВД считают, что они сокращают расходы на содержание управленческого аппарата. Но ведь они понижают безопасность населения! Более того, система милицейская параллельна прокурорской и судейской. Представьте, если вы следователь уже не отдела, а отделения внутренних дел в Томари, прокурор же находится в другом районе. За каждой санкцией на возбуждение уголовного дела вы, согласно УПК РФ, должны обращаться только к нему. Не предусматривая никаких изменений в прокурорской и судебной системах, реформировать таким образом милицейскую – это худший пример бессистемности.
Мы поручили председателю комитета областной Думы по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению господину Кислицину подготовить обращения к Президенту РФ, Председателю Государственной Думы, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания, Секретарю Совета Безопасности с просьбой рассмотреть вопрос о нецелесообразности реорганизации городских и районных органов внутренних дел исходя из критерия численности населения муниципального образования. Необходимо учитывать еще и плотность населения, доступность, районо-транспортные связи. Прислушаются ли в МВД к голосу разума – сомнительно. Ругаться хочется. На русском языке, раз уже его год объявлен…
Пожалуй, впервые в истории области центральный печатный орган правительства – «Российская газета» - извинилась перед сахалинцами в целом и областной Думой в частности о ненадлежащем употреблении этим изданием термина «Хабомаи» применительно к Малой Курильской гряде. Желающие могут убедиться в этом, открыв газету за 18 января нынешнего года.
Видимо, это извинение, по мысли авторов, должно освободить их от административной ответственности, потому что материал в отношении должностных лиц «Российской газеты» был направлен депутатами областной Думы генеральному прокурору и в Роскартографию, имеющих право применить меры административной ответственности. Последняя инстанция прислала нам одобряющее письмо.
А на политической арене идет «прополка» ненужных «большой» партии партий, фракций, объединений. Федеральные службы обратились с исками о ликвидации «Евразийского союза», «Народно-республиканской партии», Партии развития регионов «Природа и общество», «Партии социальной защиты и союза людей за науку и образование», сокращенно «СЛОН». Некоторые в этом видят что-то положительное, так как в конечном итоге идет укрупнение политических партий. Но здесь есть и отрицательная сторона, потому что у этих партий были свои сторонники. Несмотря на малочисленность, они не желали вступать в некие большие сообщества. Поэтому принуждение к такого рода сокращению отнюдь не свидетельствует о демократизации страны.
В этой связи интересно появление у нас на острове двух функционеров из «Партии развития» Юрия Крупнова и Максима Калашникова. Она небольшая и образована в октябре 2006 года. Это партия людей, которые ратуют за наличие стратегических идей и возможность их осуществления в масштабах региона, страны. Мне эти идеи, особенно в части того, что развитие России начинается с Дальнего Востока, кажутся привлекательными.
Более того, они говорят о том, что невозможно просто удерживать стабильность в стране, потому что понимание стабильности как просто инерционного движения, является опасным для всех. Реальная стабильность может быть только через развитие. И это правильно. Сначала должны быть слово и идея, а уж ресурсы под них при желании всегда найдутся, в каком бы положении страна не находилась.
Интересен также тезис о том, что начинать большие проекты нам мешает не внешний фактор, не отсутствие денег, а отсутствие творческой свободы и самоопределения политического класса. Государство в лице высших руководителей страны просто не верит в себя. В этом главная проблема.
Определенный позитивный поворот на Дальнем Востоке, на мой взгляд, это пример преодоления этой тенденции. Во-первых, реализация Курильской программы. Во-вторых, программы развития всего Дальнего Востока. Но должен быть некий сигнал о том, что развитие не перейдет в дестабилизацию. И им, думается, может стать отражение в календаре знаменательных дат – Дня победы над Японией и окончания второй мировой войны. Это именно та психологическая точка для сахалинцев и курильчан, что итоги второй мировой войны неизменны, а территории, полученные нами в результате победы, за Россией и останутся. Не ощущая такого посыла, курильчане и не строят основательных личных домов. А именно свои дома рождают хозяев на земле.