Проблемы и перспективы заключения мирного договора между Россией и Японией

( Доклад С.А.Пономарева на «Девятом Сахалинском форуме», прошедшем в

Южно-Сахалинске с 31 августа по 1 сентября 2006 года)

 

Опубликован:

газета «Советская Россия»  от 07.09.2006 № 104(12877)

газета «Губернские ведомости» от 12.09.2006 № 170(2647)

газета «Для сахалинцев и курильчан» от 13.09.2006 № 36(208)

 

В 2006 году исполнится 50 лет подписания (19.10.1956) и вступления в силу (12.12.1956) московской Советско-японской Декларации. Что по этому поводу можно сказать в предъюбилейной речи?

Статьей 1 этого документа юридически прекращено состояние войны между странами, объявлено о восстановлении мира и добрососедских дружественных отношений. Документ, несмотря на то что назван Декларацией, во многом играет роль мирного договора. Стороны договорились, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, в частности воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, не будут вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга по любым мотивам экономического, политического или идеологического характера (статья 3). СССР и Япония взаимно отказались от всех претензий со стороны своих государств, их организаций и граждан к другому государству, его организациям и гражданам, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года (статья 6).

Поэтому диссонансом в тексте Декларации является статья 9, в которой стороны согласились на продолжение переговоров о заключении мирного договора.

О каком еще мирном договоре можно говорить, если мир между странами установлен?

Единственный существенный вопрос, оставшийся на тот момент неурегулированным, это вопрос о конкретном прохождении линии государственной границы с указанием либо координатных точек, либо признаков прохождения морской границы, либо комбинации этих подходов. Но это предмет, возможно, даже не мирного договора, а либо договора о прохождении границы, либо другого документа – например, Протокола к Декларации.

Чем же знаменуются прошедшие годы и современное состояние вопроса?

Во-первых, попытками японской стороны ревизовать мировую географию путем утверждения, что Малая Курильская гряда не относится к Курильским островам. С точки зрения объективности и логики это весьма вольное утверждение. Оно похоже на правовую фикцию вроде того, что «быстро поднятое не считается уроненным», а «безвестно отсутствующий признается умершим».

Конечно, если долго повторять, что ложку следует называть палочками для еды, либо придумать отдельное новое название для ручки той же ложки, то многие, особенно молодые люди к этому быстро привыкнут. Но это вовсе не колеблет того факта, что до определенного момента этот предмет имел либо другое, либо единое название, объединяющее предмет как целостный.

Во-вторых, японская сторона занялась ревизией истории второй мировой войны, надеясь получить сочувствие у новых поколений, которые  как известно учились уже по «исправленным» японским учебникам, которые вызывают массовое возмущение в странах, потерпевших от японской агрессии – РК, КНДР, КНР. Только в Китае в прошлом году зафиксировано 20 млн. возмущенных высказываний пользователей Интернет.

Серьезные, казалось бы, люди – послы, профессора - задают странные вопросы.

Почему Сталин «узнавший о приближающейся капитуляции Японии» так «поспешно» решил вступить в войну?

Да потому, что дата вступления СССР в войну с Японией была определена союзниками задолго, еще в феврале 1945 года. И определялась как дата – «через три месяца после разгрома фашистской Германии».

8 мая 1945 года Германия капитулировала. Через три месяца Советский Союз выполнил союзнический долг.

Спрашивают, почему 600 тысяч японских солдат стали пленными и занимались принудительным трудом? Утверждают, что такому унижению японцы не подвергались даже со стороны Америки, с которой воевали 4 года.

Тогда тоже хочется спросить. Что, этих солдат оторвали от родных очагов, вывезли из Японии в далекую Сибирь? Нет. Их захватили в незаконно оккупированной Маньчжурии, где они готовились к войне в Сибири, не давали советскому народу в полную силу сражаться на Западе с Германией. Их захватили на Сахалине и полностью милитаризованных Курильских островах, где они контролировали, а точнее затрудняли снабжение России (СССР) по ленд-лизу из США. Кто заставлял их в нарушение Портсмутского договора (часть 2 статьи 9) возводить Котонский укрепрайон на Сахалине? Кто заставлял их оккупировать Китай и Корею?

Что касается принудительного труда, то чьим же трудом созданы японские военные укрепления на Курилах? Где могилы этих рабов?

Америка, которую нам ставят в пример, вступив в войну с Японией, собрала в концлагерях пустыни Аризона всех граждан и неграждан как японской национальности, так и с примесью японской крови. (И. Денисов «Нужно ли Иванам помнить свое родство», «Парламентская газета» № 135 (1985) от 17.08.2006).

Генконсульство США во Владивостоке 13 сентября 2005 года в Сахалинском областном краеведческом музее открыло выставку фотографий «К 60-летию Победы союзных войск: участие США во второй мировой войне». На ней без всякого стеснения – и это суровая реальность – как часть войны показаны данные лагеря.

В материалах региональной конференции «Вторая мировая война и мир в ХХ веке» (Владивосток, изд. Владивостокского университета, 2001, с. 118-126) и ряде других открытых российских источников показано, что десанты на Малую Курильскую гряду были высажены не потому, что войска заблудились и что то перепутали, а потому, что приказ на эти операции был отдан частям 16 армии 2 Дальневосточного фронта еще 28 августа 1945 года, т.е.  до подписания акта о капитуляции Японии.

Борьба по «перевоспитанию» собственного народа, которую Либерально-демократическая партия Японии ведет с 1955 года -результативна. В проекте новой Конституции Японии, опубликованной ЛДП 28 октября 2005, года вместо нынешней главы в которой сейчас одна 9 статья – «Отказ от войны», предлагается глава «Обеспечение безопасности». И уже около половины населения Японии поддерживает пересмотр её Конституции.

Оформляя правящую коалицию в составе ЛДП, ЛП и Комэйто, ее участники договорились придерживаться в сфере безопасности курса  на  разработку и принятие законов, определяющих систему чрезвычайных мер в «кризисных ситуациях», расширение участия японских сил самообороны в миро­творческой деятельности ООН.

К практическому осуществлению этого курса правящие партии при­ступили после того, как в апреле 2001 г. председателем ЛДП и премьер-мини­стром Японии стал Дзюнъитиро Коидзуми. За первые три года правления его кабинета были приняты важные законодательные акты:

-  Закон об особых мерах против террора, согласно которому японские военно-морские силы в Индийском океане стали оказывать тыловую поддерж­ку американских войск в Афганистане;

-  Поправки к Закону о сотрудничестве в миротворческой деятельности ООН, распространявшие участие сил самообороны на основные виды этой дея­тельности.

- Две группы законов, поправок и дополнений к существующим зако­нам, в комплексе составляющие юридическую основу деятельности государст­ва в различных условиях "чрезвычайной обстановки";

-  Закон об особых мерах в Ираке, который послужил основанием для направления в эту страну сил самообороны Японии главным образом с целью выражения солидарности с США ( И. Цветова «Япония: партии и политика обеспечения безопасности», журнал «Проблемы Дальнего Востока» № 3, 2006, с. 164-165).

В манифест ЛДП, с которым она шла на выборы в палату представителей в 2003 году вошло обещание «решения проблем территорий и территориальных водных пространств», намерение «настойчиво добиваться разрешения территориальных проблем («северных территорий и острова Такэсима»)» - там же, с. 162.

Все это стало государственной политикой.

Поэтому за смерть японского рыбака Мицудзиро Мориты 16 августа 2006 года на шхуне «Киссин-мару – 31», незаконно вторгшейся в территориальные воды России и занимавшейся браконьерством нести ответственность должен не только капитан этого судна Сакасита Нобору, но и японская политическая элита, подогревающая в населении чувство якобы несправедливо утраченной собственности, территориальных претензий, отказа от принятия всех итогов второй мировой войны. В сочетании с указанными изменениями во внутреннем законодательстве Японии, все возрастающей привязке этой страны к военному союзу с США, демонстративными посещениями японским руководством храма Ясукуни (генеральный секретарь кабинета министров Синдзо Абэ – 2004 и 2005 годы, 15 апреля с.г.; премьер-министр Японии Д.Коидзуми – 15 августа 2006 года) - эти действия - путь к территориальному и духовному реваншу.

То, что инцидент 16 августа 2006 года – не единственный случай, не случайность, а умонастроение, часть системы свидетельствует все возрастающее к концу августа с.г. массовое нарушение японскими рыболовецкими судами территориальных вод России. 24 августа 2006 года – 7 судов в районе мыса «Столбчатый» на Кунашире, 27 августа с.г. – уже 39 в районе островов Сигнальный и Анучина. Таким образом, ситуация провоцируется, жизнь рыбаков, которых подталкивают политики – подвергается и будет подвергаться опасности.

Стрельба на Курилах началась не в августе 2006 года, а гораздо раньше, когда провоцировать Советский Союз пытались американцы.

В течение 1952-1954 годов американские военные самолеты, дислоцировавшиеся на Хоккайдо, несколько раз демонстративно нарушали воздушное пространство СССР над Малой Курильской грядой. Дважды, 7 октября 1952 года в районе острова Юрий и 7 ноября 1954 года у острова Танфильева, советские истребители сбивали американские бомбардировщики Б-29.

Инциденты в этом районе вызвали целую серию обмена нотами между Москвой и Вашингтоном с взаимными обвинениями по поводу позиций сторон в курильской территориальной проблеме. Американская сторона обвиняла СССР в незаконной оккупации островов Хабомаи и Шикотан, заявляя о признании суверенитета над ними за Японией и своем праве поэтому совершать полеты в этом районе согласно американо-японскому договору безопасности 1951 года.

         В американской ноте от 16 декабря 1952 года говорилось, что, «по мнению правительства Соединенных Штатов, остров Юрий вместе с другими островами группы Хабомаи является японской территорией, находящейся под японским суверенитетом, и статус этих островов как японская территория не был изменен фактом их оккупации Советским Союзом».

         В свою очередь советское правительство в своей ноте указало, что «не считает нужным вступать в обсуждение произвольного заявления правительства США о том, что остров Юрий якобы не является советской территорией, как лишенного всякого основания и находящегося в грубом противоречии с положениями Ялтинского соглашения о Курильских островах».

Япония идет по американскому пути. Путь этот чреват усугублением межгосударственных конфликтов. Он нарушает базовые статьи (3 и 6) Советско-японской Декларации 1956 года. Российская дипломатия должна наконец-то обращать внимание японской стороны на эти нарушения, на их грубость и систематичность, на их психологические, идеологические и политические корни.

Действия самой японской стороны отдаляют заключение договора о разграничении морских пространств между Российской Федерацией и Японией (т.н. «мирного договора»), делают туманными его перспективы.

Но если Япония и дальше продолжит ту же политику (а, судя по всему, перемен к более реалистичной политике не видно), то России следует отойти от концепции договорного оформления границы, констатировать статус-кво исторически сложившейся границы и предупредить японскую сторону, что в случае продолжения нарушений Декларации 1956 года Россия денонсирует её 9 статью.

 

Пономарев Сергей Алексеевич

депутат Сахалинской областной Думы,

координатор депутатского

 внефракционного объединения

«За Российские Курилы!»

+7 4242 42 15 74

   ponomarev@duma.sakhalin.ru

Hosted by uCoz