Губернские ведомости
№ 50 от 21.03.2008
Областной
бюджет глазами финансового контроля
§ 13. Фонд
социальной поддержки малоимущих граждан
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой Сахалинской области проведена проверка по вопросу «Обоснованность финансирования мер социальной поддержки малоимущих граждан через Сахалинский областной фонд социальной поддержки населения, его финансово - хозяйственная деятельность в части целевого и эффективного использования средств областного бюджета», в результате которой установлено, что несмотря на то, что Сахалинский областной фонд социальной поддержки населения (далее – Фонд) не может быть главным распорядителем бюджетных средств, так как не является ни органом государственной власти Сахалинской области, ни бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, Законом Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год» Фонд был утвержден главным распорядителем средств в сумме 86655 тыс.рублей.
В нарушение бюджетного законодательства, смета доходов и расходов по установленной форме Фондом не составлялась и никем не утверждалась.
На Фонд возложены полномочия органа государственной власти Сахалинской области – департамента социальной защиты населения Сахалинской области (далее – Департамент), практически Фонд выполнял функции расчетно-кассового центра Департамента.
В нарушение Положения о Фонде на его содержание направлено в 2006 году 3416 тыс. рублей средств областного бюджета.
В нарушение статьи 42 Бюджетного кодекса РФ в течение 6 лет начисленные дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечислялись на расчетный счет Фонда. Всего за период 2001 - 2006 г.г. Фонду было перечислено 457,7 тыс.рублей. В реестре областной собственности 24220 штук акций с долей в уставном капитале ОАО «Финансово - промышленная компании «Забота» 7,75440%, владельцем которых являлся Департамент, не числились.
В нарушение статьи 42 БК РФ и Положения «Об аренде областного государственного имущества», утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 09. 08. 2000 № 330, арендные платежи за объекты областной государственной собственности не поступали в областной бюджет, а полностью шли на текущее содержание Фонда.
По результатам проверки было издано распоряжение администрации Сахалинской области от 28.08.2007 № 494-р о ликвидации Фонда с 01.01.2008 года. Несколько лет этого добивалась группа депутатов.
Акции внесены в реестр областной государственной собственности.
* * *
Характер выявленных недостатков свидетельствует о том, что со стороны администраторов бюджетных расходов не уделяется должное внимание управлению финансовыми ресурсами и государственным имуществом, а также показывает на необходимость повышения ответственности руководителей, допустивших финансовые нарушения.
§ 14. Результаты
экспертно-аналитической работы КСП
Проведенной КСП внешней проверкой отчета об исполнении областного бюджета за 2006 год установлено:
нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации при перемещении бюджетных ассигнований, при создании резерва средств на обслуживание гарантий, выданных администрацией Сахалинской области, сроков введения в действие нормативных правовых актов;
непринятие должных мер по обеспечению полноты поступления доходов в областной бюджет за счет снижения задолженности прошлых лет и не допущения возникновения задолженности по текущим платежам (рост задолженности за 2006 год составил 118 млн. рублей). Потери областного бюджета в 2006 году от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с нарушением действующего законодательства составили 894,7 тыс.рублей;
неравномерность исполнения расходов областного бюджета;
увеличение численности государственных гражданских служащих на 4,5 единицы в нарушение действующего законодательства;
значительный объем незавершенного строительства (на 01.01.2007 года 4355 млн. рублей). Из 140 объектов, которые числились в составе незавершенного строительства в ОГУ «Управление капитального строительства администрации Сахалинской области» по состоянию на 01.01.2006 года, работы были продолжены только по 40 объектам;
незаконное выделение и нецелевое использование средств резервного фонда администрации Сахалинской области в сумме 3429,8 тыс. рублей;
нарушение Закона Сахалинской области «Об областных и межрегиональных целевых программах» в части корректировки программ при финансировании мероприятий в отчетном году в меньших объемах, чем предусматривалось программами;
другие недостатки и нарушения в формировании и исполнении бюджета.
При
рассмотрении проекта закона Сахалинской области «Об областном бюджете
Сахалинской области на 2008 год» Контрольно-счетной палатой отмечено, что:
законопроект
сформирован не в полном соответствии с БК РФ и иными актами законодательства
Сахалинской области, прогнозом социально-экономического развития Сахалинской
области на 2008 год;
собственные доходы областного бюджета занижены
ориентировочно на 912 - 1569 млн. рублей;
расходы
областного бюджета по некоторым получателям бюджетных средств запланированы
ниже расчетной потребности, часть из них проиндексирована ниже индекса
потребительских цен, установленного прогнозом социально-экономического развития
Сахалинской области;
обоснованность
выделения средств на повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений
(около 1500 млн. рублей) не подтверждена нормативными правовыми актами;
в перечень областных целевых программ, утвержденных в установленном порядке и принятых к финансированию в предшествующие годы и переходящих на 2008 год, не включена программа «Переселение граждан в Сахалинской области из ветхого и аварийного жилья в 2005 - 2015 годах». Финансирование ряда программ предусмотрено ниже программных мероприятий. Информации о пересмотре программ в сторону уменьшения финансирования или приостановлении действия законов не представлено;
предусмотрено 288 млн. рублей на финансирование строительства 17 объектов, по которым нет проектно-сметной документации или отсутствует информация о ее наличии;
не определен порядок использования остатков денежных средств Фонда развития Сахалина;
не полностью урегулированы вопросы оформления доли областной государственной собственности при финансировании коммерческих структур и объектов, не являющихся областной собственностью;
объем расходов на физкультуру и спорт предусмотрен ниже уровня, установленного статьей 16 Закона Сахалинской области от 31.01.2000 № 155 «О физической культуре и спорте в Сахалинской области», на 31 млн. рублей;
в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительный объем субвенций, дотаций и субсидий в общей сумме 2833 млн. рублей превышает установленный предел более чем в 2,8 раза.
Проведенные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия показывают, что на протяжении ряда лет формирование и исполнение закона об областном бюджете осуществляется не в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства Российской Федерации и Сахалинской области.
Контрольно-счетная палата (руководители В.К.Денисов и Т.И.Рудкина) считает, что необходимо повысить ответственность руководителей всех уровней за нарушения бюджетного законодательства, ускорить процесс перехода к финансированию по конечным результатам и формированию областного бюджета на основании утвержденных программ.
Остается присоединиться к этому выводу с тем, чтобы новая администрация области не повторяла ошибок прежней, а учитывала изложенное как некую точку отчета. Посмотрим, что будет через год.
Депутат
Сахалинской областной Думы С.А.Пономарев