Губернские ведомости

42 от 08.03.2008

Областной бюджет глазами финансового контроля

 

§ 4. Как мы относимся к местному самоуправлению

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Проверками, проведенными КСП в муниципальных образованиях: городской округ «Корсаковский район» и «Тымовский городской округ» (далее – Округа), по вопросу «Обеспеченность бюджетными средствами для реализации полномочий, возложенных на муниципальные образования Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено что Округа не располагают реальными возможностями за счет налоговых и неналоговых доходов сформировать местные бюджеты, обеспечивающие выполнение полномочий в полном объеме. Недостаток средств по городскому округу «Корсаковский район» составляет 652 млн. рублей, или 44,3%, по «Тымовскому городскому округу» - 278 млн. рублей,  или 38,6%. Собственные доходы Округов не позволяют осуществлять капитальные вложения для развития и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, других объектов инфраструктуры, о чем свидетельствует изношенность основных фондов теплоснабжения на 60%, водопроводных и канализационных сетей – на 85%, очистных сооружений – на 80%, котельных – на 49%, водопроводных и канализационных насосных станций – на 70%.

Выводы КСП подтверждаются и тем, что при внесении изменений в областной бюджет в 2007 году основные суммы дополнительно полученных доходов передавались муниципальным образованиям для решения вопросов жизнеобеспечения населения, проживающего на их территориях.

При  принятии Закона Сахалинской области «О бюджетном процессе в Сахалинской области» были внесены изменения в «Порядок и методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)», что позволило более полно учесть потребность муниципальных образований в финансовых средствах на 2008 год.

 

§ 5. Социальная защита

Выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий КСП нарушения и недостатки свидетельствуют о серьезных упущениях в организации работы в проверенных учреждениях и использовании бюджетных средств.

Так, в восьми домах интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях начального профессионального образования и в детском доме п.Троицкое не соблюдались натуральные нормы питания. Ниже нормы выдавались такие продукты питания как овощи, фрукты, ягоды, творог, кисломолочные продукты, рыба, яйцо и др. При этом, при приобретении продуктов питания и формировании меню, куры заменялись на более дешевые куриные окорочка, колбасные изделия – на сосиски. В детском доме п.Троицкое не было организовано диетическое питание, меню не корректировалось с учетом калорийности, не производилось увеличение на 10% норм питания в выходные, праздничные, каникулярные дни и в летний оздоровительный период. Последнее нарушение имело место и в учреждениях начального профессионального образования.

В ОГУ «Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»  некоторые продукты питания закуплены на много месяцев вперед: огурцы консервированные на 25 месяцев, майонез на 8 месяцев, мясо говядины на 7,8 месяца, сосиски столовые на 6 месяцев, консервы рыбные на 5 месяцев и др. В этом же учреждении запасы мягкого инвентаря превышают годовую потребность в 1,9 раза, часть его находится без движения более полугода. В нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в учреждениях начального профессионального образования организовано одноразовое (!) питание всех обучающихся, проживающих в общежитиях, вместо четырехразового.

Практически повсеместно закупки товаров (работ, услуг) осуществлялись с нарушением требований Федерального закона от 07.04.1999 № 94-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Контроль за исполнением заключенных контрактов и договоров по результатам торгов осуществлялся не на должном уровне. В то же время торги путем проведения конкурсов и (или) запроса котировок проводились не на весь объем, выделяемых средств. Более 30% средств расходовалось учреждениями на приобретение товаров (работ, услуг) по публичным закупкам,  разовым счетам-фактурам, либо за наличный расчет, что не позволяло обеспечить эффективное использование средств областного бюджета, так как согласование цен и объемов закупаемой продукции при размещении заказов без проведения торгов, осуществлялось без контроля со стороны государственного заказчика. Результатом этого стала поставка продуктов питания по завышенным ценам ИП А.М.Хидировым ОГУ «Ногликский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов» и по ассортименту, несоответствующему условиям контракта. Переплата против суммы, предусмотренной по контрактам, составила 298,3 тыс. рублей. Аналогичные нарушения имели место и по другим домам-интернатам и детскому дому п.Троицкое. Поставки товаров осуществлялись с нарушением оговоренных контрактами сроков. Штрафные санкции за нарушение условий контрактов не предъявлялись, мер, направленных на возврат излишне оплаченных сумм за счет завышения цен, не принималось. Поэтому областная Дума направила материал по данному факту в прокуратуру.

При расчетах с поставщиками и подрядчиками допускалось значительное отвлечение средств в дебиторскую задолженность в виде авансов за товары, работы и услуги. Так, по состоянию на 01.01.2006 дебиторская задолженность по всем домам - интернатам составляла 4172,7 тыс.рублей, на 01.01.2007 – 9419,5 тыс. рублей, на 01.07.2007 – 10319,3 тыс.рублей. Перечисление средств за услуги жилищно-коммунального хозяйства производилось без учета фактических расходов за потребляемые электро-, теплоэнергию, горячую и холодную воду. За 2006 год излишне перечислено за услуги жилищно-коммунального хозяйства против фактических расходов по всем домам-интернатам 3082,5 тыс.рублей. Перечисленные авансы длительное время оставались в пользовании коммерческих структур после окончания сроков заключенных контрактов.

В то же время обеспеченность оборудованием, в том числе медицинским, низкая,  значительное количество оборудования имеет 100% износ. В домах - интернатах в нарушение действующего Перечня технических средств и оборудования по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах - интернатах не установлены кондиционеры. Материально-техническая база, оснащенность оборудованием и инвентарем учреждений начального профессионального образования не соответствуют установленным требованиям: большинство зданий требуют капитального ремонта, значительная доля оборудования и инвентаря имеет 100% износ, морально устарела и требует замены. Часть зданий, земельных участков и оборудования не используются длительный период или используются не по прямому назначению.

 

§ 6. Безопасное материнство и детство

Регулирование одного и того же вопроса социальной поддержки  многодетных семей в Сахалинской области двумя, не согласованными между собой, нормативными актами (Закон Сахалинской области № 311 и постановление администрации Сахалинской области № 73-па), а также придание обратной силы Закону Сахалинской области № 44-ЗО привело к тому, что многодетным семьям, имеющим четырех и более детей в возрасте до 18 лет, пособие за период с января по апрель 2006 года выплачивалось по 1800 рублей на одного ребенка (дополнительно по 100 рублей на пятого и каждого последующего ребенка), а с мая 2006 года размер пособия уменьшен до 1000 рублей на одного ребенка. Многочисленные нарушения порядка регистрации многодетных малоимущих семей, ведения областного Регистра и назначения  ежемесячной денежной выплаты, установленные в ходе проверки, дают основания ставить под сомнение обоснованность назначения пособий отдельным семьям.

Областная целевая программа «Безопасное материнство» на 2004-2006 годы» профинансирована в объеме 5,4 млн.рублей или 8,8% от средств, предусмотренных Программой. Средства Сахалинского фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренные Программой на материально-техническое обеспечение учреждений родовспоможения детского здравоохранения Сахалинской области в сумме 54,2 млн.рублей, что составляло 98,7% от общего объема финансирования данного мероприятия, на реализацию мероприятий Программы не направлялись. Помимо этого на централизованное приобретение лекарственных препаратов для обеспечения безопасных родов и абортов, средств контрацепции для обеспечения подростков и женщин групп социального риска не использовано 1,5 млн.рублей. В результате реализации мероприятий Программы намеченные конечные результаты не достигнуты по укреплению материально-технической базы амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебно-профилактических учреждений, проведению просветительских мероприятий среди населения и специалистов.

Следует отметить, что департаментом здравоохранения Сахалинской области не дана должная оценка допущенных при реализации мероприятий программы «Безопасное материнство» нарушений и недостатков, что может повлечь и в дальнейшем неэффективное использование средств областного бюджета.

 

§ 7. Медицинские услуги для школьников

В нарушение статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, по состоянию на 27.12.2007 года учреждения образования и здравоохранения соответствующих лицензий на оказание медицинских услуг учащимся общеобразовательных учреждений не имели (кроме «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г.Южно-Сахалинска» и муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» № 2 г.Томари).

Оснащенность медицинских кабинетов общеобразовательных школ, включая специальное оборудование, не соответствует Перечню оснащенности медицинских кабинетов, рекомендованному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-зпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02». Часть оборудования не используется в течение длительного периода.

Штаты медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь учащимся образовательных учреждений, не укомплектованы.

 

§ 8. Капитальные вложения

Развитие области во многом зависит от эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию дорог.

Проверкой по вопросу «Целевое использование средств областного бюджета, выделенных в 2006 году на строительство объектов инфраструктуры на о.Монерон и на развитие комплекса «Горный воздух» и соответствия выполненного объема работ затраченным средствам» установлено:

строительство объектов инфраструктуры на о.Монерон осуществлялось без разрешения на строительство, утвержденной проектной документации и без извещения о начале строительства. Общая сумма средств, израсходованная из областного бюджета на строительство и проектирование в 2006 году, составила 39852,6 тыс.рублей;

объем фактически выполненных работ не соответствует объемам работ, подписанным в актах приемки выполненных работ по форме КС-2, произведенных за счет средств подрядчика, на 7295,8 тыс.рублей, затраты на временные здания и сооружения завышены на 4651,1 тыс.рублей; 

допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 4985 тыс.рублей на проектирование второй базы;

разрешение на ввод объекта не оформлено.

Общий объем инвестиций, вложенных в строительство комплекса «Горный воздух» в 2006 году, составил 311630,87 тыс.рублей, в том числе из областного бюджета 161630,87 тыс.рублей;

сметная стоимость строительства канатной дороги в соответствии со сводным сметным расчетом, составленным подрядчиком в июне 2007 года, возросла на 79337,3 тыс.рублей. Документов, подтверждающих изменение проекта, не представлено;

использование материалов инженерно-строительных изысканий, выполненных ОАО «СахалинТИСИЗ» на площадке турбазы «Горный воздух» и канатно-кресельной дороги в 1976 году, привело к укладке в 2007 году дополнительных 274,97 м³ бетонной подготовки;

сроки выполнения работ не соблюдены. Штрафные санкции в соответствии с положениями государственных контрактов в общей сумме 5156,2 тыс.рублей подрядчикам не предъявлены.

 

(продолжение следует)

 

Депутат

Сахалинской областной Думы                                                                    С.А.Пономарев

Hosted by uCoz