О принципе научности в краеведении и
законодательстве
Ведущиеся в последнее время попытки отдельных
краеведов, Сахалинского дворянского собрания, депутатов местного и областного
уровней законодательно ввести в число памятных дат Сахалинской области день 17
(30) июня 1909 года как День образования Сахалинской области заставляют нас
напомнить о требованиях научности, которые необходимы даже в такой внешне
сугубо описательной и общедоступной отрасли знаний, как историческое
краеведение.
В чем отличие научного знания от знания
обыденного?
Во-первых, наука оперирует не просто
словами, а понятиями. Еще Платон, сделав понятие предметом философии,
способствовал развитию логики, без которой невозможны любые правильные
рассуждения. По Платону точное определение какой-либо вещи (чего-то «одного»)
должно отличить ее от «иного». Гегель справедливо указывал, что самосознание
(«дух») просыпается в человеке сначала в виде слова, речи, языка, а цивилизация
как производная форма реализации творческой силы духа (мышления) воплощается в
понятии.
Поясним это на примере. За французским
словом с латинскими корнями «аэроплан» и русским словом «самолет» скрывается
одно понятие – летательного аппарата тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с
помощью силовой установки и крыльев. Давайте, однако, представим, что мы станем
отмечать дату появления слова «аэроплан» (середина XIX века), а не дату первого
испытания самолета А.Ф. Можайского (1883), либо более успешного полета самолета
братьев Райт (1903 г.).
Нелепо? Конечно!
Поэтому, когда говорят, что высочайше
утвержденный закон от 17 июня (по старому стилю) 1909 года «Об административном
переустройстве Приморской области и острова Сахалин» предписал образовать на
северной (русской) части острова Сахалин Сахалинскую область Приамурского генерал-губернаторства
Российской империи – это факт. Но когда предлагают праздновать столетие
этого словосочетания, то у нас возникает вопрос – что важнее: слова или
значение стоящих за ними явлений?
Давайте зададимся несколькими вопросами: в
том ли административно-территориальном образовании, которое учреждено в 1909
году, мы сейчас живем? В чем историческое значение этого события?
Для этого потребуется соблюсти еще одно
научное требование – произвести исследование исторического контекста, событий
не только последующих, но и предшествующих.
В этой связи необходимо вспомнить
некоторые исторические события и, соответственно, памятные даты в истории
Сахалина и Курил.
Целый ряд событий, которые в значительной
мере определили дальнейших ход истории наших островов, связан с именем Г.И.
Невельского. Речь прежде всего идет о знаменитом плавании в 1849 году русского
транспорта "Байкал", в ходе которого был найден южный вход в Амурский
лиман - пролив между Сахалином и материком. Год спустя Г.И. Невельской поднял
российский флаг на Нижнем Амуре и провозгласил его и остров Сахалин владением
России. Одним из последствий этого акта стало подписанное 11 апреля 1853 года
Николаем I Высочайшее повеление о занятии острова Сахалин и недопущении на нем
(никаких) иностранных заселений. 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1853
года Г.И. Невельской основал Муравьвский пост (первое долговременное поселение
на Сахалине, расположенное на территории современного Корсакова) и вновь
провозгласил Сахалин собственностью России.
Памятные ли это даты? Конечно. Стоит ли
закреплять их в Законе «О памятных днях Сахалинской области»? Это нуждается в
дальнейшем обсуждении. Ведь в любом законе – и это отражено в Законе
Сахалинской области «О законодательной деятельности в Сахалинской области» регулируются
наиболее важные общественные отношения (статья 1), а памятных дат в
истории Сахалина и Курил – сотни.
Неплохо бы сначала определиться с
критериями важности тех или иных событий. Дать их сравнительный анализ. Именно
это позволило бы выработать научную концепцию законопроекта, проявляющуюся в
порядке, составе памятных дат, их формулировках.
Весьма важным событием в истории
российского государственного управления окраинами страны в XIX веке было
Высочайше утвержденное 15 мая 1884 года императором Александром III Положение о
преобразовании управления острова Сахалин (Собрание Узаконений. 1884. Июня 15.
Ст. 472). По этому Положению остров Сахалин изымался из ведения военного
губернатора Приморской области. Главное управление островом Сахалин по прежнему
возлагалось на генерал-губернатора Восточной Сибири, а местное впервые
вверялось Начальнику острова, назначаемому из военных генералов. Была
определена нормативная база для властей, для каторжных, для свободных
поселенцев, решены вопросы финансирования новой административной единицы, ее
структурирования. Остров разделили на три округа: Александровский, Тымовский и
Корсаковский. Так географическая единица стала отдельной
административно-территориальной единицей с совпадающим названием.
Несомненно, памятной датой в истории
Сахалина является заключение 23 августа 1905 года т.н. Портсмутского договора,
по которому правительство императорской России уступало правительству
императорской Японии в вечное и полное владение южную часть острова Сахалин и
все прилегающие к нему острова. Если никому пока не приходит в голову
праздновать это печальное событие российской истории, погубившее прежнюю
российскую административную единицу, то зачем выделять в качестве важнейшей,
якобы даже требующей строки в областном законе столь же непраздничную, но тоже
памятную дату – 17 (30) июня 1909 года? Дату, зафиксировавшую лишь одно из
следствий Портсмутского договора?
То административно-территориальное образование,
которое было создано в 1909 году, включало в свой состав сначала только
северную часть Сахалина, а с 1914 года и Удский уезд с городом
Николаевском-на-Амуре. С этого момента малонаселенный Сахалинский уезд
становится отдельной и наименее развитой в экономическом и культурном
отношениях окраиной Сахалинской области Приамурского края. Даже центр этой
«Сахалинской области» перенесли на материк. Исчезновение данного образования в
ноябре 1920 года в условиях гражданской войны и японской интервенции на
Северном Сахалине никто даже не заметил.
Разрушение монархической государственности Российской
империи в результате революций 1917 года, осложненное гражданской войной и
иностранной интервенцией, коснулось не только центра страны, но и ее окраин.
Для Сахалина перерыв государственности был наиболее
глубок. Новое, республиканское руководство первоначально только числило остров
в составе России, но не управляло им. Об этом свидетельствует, например,
постановление Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 18
февраля 1924 года, которым северная половина острова Сахалин причислена к
Николаевскому уезду Приморской губернии Дальневосточной области. Никакой
Сахалинской области к этому моменту уже не сохранилось даже юридически.
Только после прекращения японской оккупации в 1925
году начался процесс нового государственного строительства на Сахалине.
Поэтому Сахалинская область Приамурского
генерал-губернаторства Российской империи и Сахалинская область Российской
Федерации, в которой мы сейчас живем, – это по своей сути разные области. Они
частично имеют общую территорию, у них есть общее в истории, но они не имеют
прямой государственно-правовой преемственности.
Некорректно поэтому делать одной из
нескольких наиболее памятных дат в истории Сахалинской области столь
малозначащий и известный весьма узкому кругу специалистов эпизод. Тем более,
что учреждение области в урезанном варианте имело вынужденный характер,
причиной этого решения было поражение нашей страны в русско-японской войне.
Праздновать образование Сахалинской области образца 1909 года неверно в
принципе.
Согласно Закону «О
законодательной деятельности в Сахалинской области» она, эта деятельность
должна осуществляться на основе принципов законности, научной обоснованности,
профессионализма, системности и др. Авторы предложения о внесении 17 (30)
июня 1909 года в качестве памятной даты в соответствующий закон о памятных днях
не учитывают, что закон, в данном случае, это нормативно-правовой акт,
обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные
общественные отношения, а не просто волевой акт, принятый большинством
законодательного органа (см. ст.1 Закона Сахалинской области «О законодательной
деятельности в Сахалинской области»).
Очевидно, что дата 17 (30)
июня 1909 года не относится к числу наиболее важных в истории Сахалина и Курил
и ее законодательное выпячивание при игнорировании других, более важных событий
и дат, противоречит принципам научной объективности и обоснованности и другим
вышеуказанным принципам законодательства.
Включение в закон даты 17 (30)
июня 1909 года инородной по отношению к датам, первоначально внесенным в
законопроект. Это противоречит патриотической концепции закона, направленной на
закрепление в памяти мажорных событий, имеющих воспитательное значение (Дню
флага Сахалинской области – на котором, как известно, изображен весь
Сахалин и Курильские острова, включая острова, оспариваемые Японией; и Дню
освобождения Южного Сахалина и Курил).
Нарушение такого принципа
законодательства как системность приводит к сознательному противопоставлению
двух дат и двух событий: 17 (30) июня 1909 года и 2 января 1947 года
(образование современной Сахалинской области Российской Федерации в ее
современном составе), имеющих разное историческое значение. Причем, находясь в
тексте одного закона, в перечислении внешне они выглядят равновеликими. Таким
образом, более ранняя дата необоснованно становится приоритетной.
Чрезвычайно важен и
политический аспект проблемы, ее внешнеполитические последствия.
Второй Президент России в
телеграмме, адресованной губернатору Сахалинской области и жителям области,
поздравляя нас с 60-летием образования Сахалинской области, указал, что «образование
нового региона вскоре после окончания Второй мировой войны позволило укрепить
позиции нашей страны на Дальнем Востоке».
Когда губернатор Сахалинской
области 4 декабря 2007 года уже отклонял Закон «О памятных днях Сахалинской
области», включавший 17 июня в качестве Дня образования Сахалинской области, мы
полагали, что это единственный и последний закон, принятый Сахалинской
областной Думой без учета мнения специалистов. Не хотелось бы обмануться в
своих ожиданиях
Надеемся, однако, что эти заметки помогут государственно
мыслящим людям принять правильное решение в отношении модификации
законопроекта, ранее уже обоснованно отклоненного. Желаем областной власти
сделать в данном случае правильный выбор, основанный на знании и корректном
толковании исторических фактов из прошлого и настоящего нашего островного края,
состоящего, по законодательно утвержденному Указу Президиума Верховного Совета
СССР от 2 января 1947 года из всего
Сахалина и Курильских островов.
Доктор
исторических наук,
заведующий
кафедрой всеобщей истории
Сахалинского
государственного университета,
приглашенный
профессор университетов
Тохоку
и Хоккайдо А.А. Василевский
Доктор
исторических наук,
профессор
кафедры российской истории
Сахалинского
государственного университета М.С. Высоков
Депутат
Сахалинской
областной Думы С.А. Пономарев