Губернские ведомости
№ 125 от 07.07.2007
Как мы исполняем бюджет – 4
Проблема обеспечения жильем воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, в области остается нерешенной. Как показал анализ обеспечения жильем воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений в 2006 году: по состоянию на 01.01.2006 года – 871 человек стоял в очереди на получение жилья, по состоянию на 01.01.2007 года – уже 1146 человек. Финансирование из областного бюджета на эти цели в 2006 году по Департаменту образования не планировалось и не направлялось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год не позднее 1 декабря 2005 года.
Однако областная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Сахалинской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год утверждена постановлением администрации Сахалинской области только 25.05.2006 года.
Финансирование областной Программы государственных гарантий предусмотрено осуществлять в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете по подразделу «Здравоохранение». Таким образом, вначале законом о бюджете были приняты бюджетные обязательства, а через пять месяцев Программой были приняты расходные обязательства, в то время как бюджетным законодательством установлено иное – вначале принимаются расходные обязательства, затем на их основе принимаются бюджетные обязательства.
Областной Программой госгарантий объем финансирования на оказание в 2006 году населению Сахалинской помощи бесплатной медицинской помощи утвержден в сумме 4,289 млрд. рублей, что составило 72,6 % от расчетной стоимости (дефицит составил 1,6 млрд. рублей или 27,4 %), в том числе за счет бюджетных средств (средства областного и местных бюджетов) – 2,8 млрд. рублей с дефицитом в сумме 0,777 млрд. рублей и за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования – 1,404 млрд. рублей (дефицит 0,842 млрд. рублей).
По данным отраслевой статистической отчетности в 2006 году на выполнение областной Программы госгарантий направлено 4,364 млрд. рублей, что составило 73,8 % от расчетной стоимости (дефицит – 1,5 млрд. рублей) и 101,7 % от утвержденной стоимости, в том числе:
- за счет средств областного бюджета оказана бесплатная помощь на сумму 1,29 млрд. рублей.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения Сахалинской области в 2006 году составили 187 млн. рублей или 19,5 % от расчетной потребности страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (958 млн. рублей).
Расходы по данному подразделу составили 11,754 млн.
рублей или 99,9 % к уточненным и к утвержденным назначениям.
По данным Комитета по физической культуре и спорту Сахалинской области фактические расходы на физическую культуру и спорт в расчете на душу населения в целом по Сахалинской области в 2006 году составили 348 рублей, по сравнению с 2005 годом возросли на 32,5 %.
В нарушение статьи 19 Закона Сахалинской области от 31.01.2000 № 155 «О физической культуре и спорте в Сахалинской области» расходы на финансирование физической культуре и спорту предусматриваются в областном бюджете в объемах менее 0,17 % от текущих расходов областного бюджета. Так, Законом Сахалинской области от 23.12.2005 № 104-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год» расходы по подразделу «Спорт и физическая культура» (с учетом изменений) предусмотрены в сумме 11,77 млн. рублей, что составило 0,082 % от текущих расходов областного бюджета или недостаток средств – 12,626 млн. рублей (0,17 % от текущих расходов составляет 24,396 млн. рублей).
В пояснительной записке финансового управления к отчету по бюджету 2006 года указано: «…расходы из Фонда софинансирования социальных расходов составили 5195573 тыс. рублей», что не соответствует действительности, поскольку субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов профинансированы в сумме 1,965 млрд. рублей.
Объем капитальных расходов областного бюджета
Сахалинской области на 2006 год утвержден в сумме 3,593 млрд. рублей. Сумма
уточненных назначений составила 3,594 млрд. рублей. В составе средств,
направленных на капитальные расходы, 1,825 млрд. рублей средства федерального
бюджета и 1,768 млрд. рублей средства областного бюджета, в том числе средства
Фонда развития Сахалина 524 млн. рублей.
Исполнение составило 3,58 млрд. рублей, в том числе
за счет средств федеральной адресной
инвестиционной программы освоено 1,83 млрд. рублей, за счет средств областного
бюджета – 1,75 млрд. рублей.
Одним из самых наглядных примеров, как строят даже приоритетные для области объекты, явились работы на базе «Горный воздух». В 2006 году началось строительство гондольной канатной дороги на этом объекте. На проектирование, поставки оборудования и строительство в 2006 году было предусмотрено направить 315 млн. рублей, в том числе 165 млн. рублей из областного бюджета и 150 млн. рублей из федерального бюджета.
Средства областного бюджета, направленные в 2006 году
на данный объект, использованы в полной сумме, однако сроки проектирования,
поставки оборудования и выполнения работ по строительству комплекса «Горный
воздух» нарушены по всем контрактам:
- государственный контракт от 05.04.2006 № 05.04/06. Срок поставки оборудования по госконтракту был установлен до 01.12.2006 года. По состоянию на 01.01.2007 года не завершена поставка оборудования – недопоставлен канат на сумму 9308,1 тыс. рублей, не окончен шефмонтаж оборудования гондольной канатной дороги. Дополнительного соглашения о продлении сроков поставки оборудования и выполнения всех видов работ не заключалось;
- государственный контракт № 21/СМР от 23.11.2006 года. На выполнение работ по монтажу оборудования канатной дороги, металлоконструкций опор, станций, электромонтажных и пусконаладочных работ оборудования канатной дороги. Срок исполнения 36 календарных дней. Объем работ, предусмотренный контрактом, не выполнен;
- государственный контракт № 14/СМР от 23.11.2006
года. По устройству операторских помещений по обслуживанию канатной дороги.
Срок выполнения работ – 45 календарных дней. Конкурс проведен 17.10.2006 года.
На 2006 год предусмотрено финансирование госконтракта в сумме 2190 тыс. рублей
– аванс по условиям госконтракта 30 %. Аванс перечислен в полной сумме. К
выполнению работ подрядчик не приступал;
- государственный контракт № 22/СМР от 04.12.2006 года. По наружным сетям электроснабжения гондольной канатной дороги (ПИР, поставка материалов и оборудования, выполнение СМР и пусконаладочных работ). Срок выполнения работ 50 календарных дней – до 22.01.2007 года. Лимит средств по госконтракту на 2006 год установлен в сумме 21140 тыс. рублей. Средства перечислены на счет подрядчика в полном размере. В соответствии с условиями контракта на эту сумму подрядчик должен был приобрести материалы и оборудование и начать укладку кабеля. Строительные работы не произведены.
Штрафные санкции в соответствии с положениями
государственных контрактов подрядчикам не предъявлены.
Контрольно-счетной палатой области был сделан обоснованный вывод, что отсутствие областной адресной инвестиционной программы развития капитального строительства в Сахалинской области не позволяет концентрировать средства областного бюджета на вводных объектах и влечет ежегодное увеличение объемов незавершенного строительства
Проведенный анализ показал, что основные параметры областного бюджета 2006 года выполнены, однако установлены недостатки в организации бюджетного процесса, а также в обеспечении эффективного использования бюджетных средств. Имелись резервы в повышении собираемости доходов бюджета.
Несмотря на исполнение областного бюджета с профицитом и внесением последних изменений в декабре 2006 года, уровень исполнения расходов областного бюджета составляет 98,4 % к утвержденному бюджету и уточненным назначениям. Не исполнены назначения на сумму 299620 тыс. рублей.
В 2006 году
исполнение расходов осуществлялось неравномерно. Расходы в феврале 2006 года
были ниже среднемесячных расходов областного бюджета в 4 раза, а в декабре 2006
превысили среднемесячные расходы в 2,5 раза.
Главным финансовым управлением допущено нарушение статьи 234 БК РФ и статьи 39 Закона Сахалинской области «О бюджетном процессе в Сахалинской области» в части перемещения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств.
Из 140 объектов, которые числились в составе незавершенного строительства в ОГУ УКС по состоянию на 01.01.2006 года, работы были продолжены только по 40 объектам.
Контрольными
мероприятиями, проведенными КСП по вопросу использования средств областного
бюджета, выделенных из резервного фонда администрации Сахалинской области за
2006 год, установлено:
- незаконное выделение средств:
на командировочные расходы работникам федеральных структур – 77,6 тыс. рублей;
на капитальные расходы учреждений (имущества), не состоящего в реестре областной государственной собственности – 2525,5 тыс. рублей;
- завышение расходов на содержание службы заказчика – 18,5 тыс. рублей;
- нецелевое использование средств - 826,7 тыс. рублей.
В отчетном периоде в ходе исполнения бюджета
доля расходов на социально-культурные мероприятия (образование, культура,
кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт,
социальная политика) по сравнению с первоначально утвержденной Законом
Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год»
снижена на 1,4 процентных пункта.
При утверждении областного бюджета по многим учреждениям (мероприятиям) расходы предусматривались значительно ниже исчисленной потребности, что влекло за собой внесение неоднократных изменений в бюджет, нарушало стабильную работу учреждений, своевременное предоставление услуг (льгот).
В нарушение статьи 19 Закона Сахалинской области от 31.01.2000 № 155 «О физической культуре и спорте в Сахалинской области» расходы на финансирование физической культуре и спорта предусматриваются в областном бюджете в объемах менее 0,17 % от текущих расходов областного бюджета.
Содержание целевых программ не позволило даже
КСП дать оценку эффективности использования средств бюджета. При этом отчеты об
исполнении программ отражали только кассовое их исполнение.
25 июня с.г. на заседании администрации области губернатор призвал собравшихся строго контролировать исполнение бюджета и раскритиковал начальников структурных подразделений областных органов государственной власти, обратил внимание на подотчетность исполнительной власти по исполнению бюджета Сахалинской областной Думе. На моей памяти это едва ли не впервые было сделано публично и достаточно жестко. Такой подход обнадеживает. Мне представляется, что не следовало из под критики выводить главное финансовое управление. Думаю, что выводы из проверок контрольно-счетной палаты, из ее заключения по отчету об исполнении областного бюджета и из результатов обсуждения исполнения бюджета в Думе должно делать не только ГФУ, но и контрольное подразделение администрации области. Видимо именно оно должно готовить итоговое постановление губернатора, обобщающее выявленные недочеты, ставящее задачи по возмещению ущерба, по расшивке узких мест в организации работы, по наказанию виновных и по представлению к наградам отличившихся. Удовлетворяться только тем или иным итоговым решением областной Думы в условиях, когда именно сама администрация его формирует – значит заниматься самообманом. Не этого ведь хочет население от власти!