Губернские ведомости

№ 121 от 03.07.2007

 

Как мы исполняем бюджет

 

Общие итоги

 

Отгремели литавры пресс-служб, пропевших осанну исполненному областному бюджету 2006 года. Областная Дума утвердила отчет об исполнении бюджета. Пора посмотреть, какие же уроки следует извлечь из обсуждения бюджета в Думе, из акта контрольно-счетной палаты Сахалинской области (КСП).

Бюджет, с упрощенно-бухгалтерской точки зрения – это баланс доходов и расходов. Отсюда критерием его оценки является точность планирования и точность исполнения. С экономической точки зрения – это финансовый инструмент социально-экономической политики области. Здесь критерием оценки является то, как с помощью бюджета решаются наши областные проблемы, выполняются программы, улучшаются основные показатели уровня и качества жизни.

Посмотрим на бухгалтерию. В декабре 2005 года областной бюджет был принят с планом по доходам в сумме 13,341 млрд. рублей, а по расходам – 14,266 млрд. рублей (дефицит – 925 млн. рублей). Исполнен (после четырех корректировок) по доходам на 18,532 млрд. рублей, а по расходам – на 18,064 млрд. рублей, то есть без дефицита.  Более того, профицит составил 468 млн. рублей. Эта сумма «скучала» и не работала на областных счетах в новогоднюю ночь  2007 года.

План по доходам перевыполнен на 39% к первоначальному и на 5,2% к последней поправке. Не великовато ли резервирование? Из необходимого условия управления омертвленные суммы превращаются в тормоз социально-экономического развития.

Итак, первая претензия к бюджету 2006 года. Чрезмерное (и видимо, сознательное) занижение доходов.

Вторая претензия - к расходам. Администрация области не сумела даже полностью израсходовать запланированные  деньги. Почти на 300 млн. рублей (точнее – 299,6), или на 1,6% не был выполнен уточненный закон по расходам. Итак, явно недостаточна исполнительная дисциплина. Это общие характеристики бюджета, которые скрыть очень трудно.

 

Непрозрачность

 

Оказывается, есть информация, которую администрация области не представила и не желает представить. В частности – данные об исполнении семи приложений к Закону области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год». В любой стране исполнитель, скрывающий исполнение бюджета, сразу бы лишился своего поста. У нас – увы нет. А депутаты, утверждая бюджет, старательно делают вид, что не видят этого безобразия.

Что же скрывается? Главная «военная» тайна – это направление средств муниципальным образованиям из фондов компенсаций, софинансирования социальных расходов, муниципального развития. Можно предположить, что скрывается неравномерность финансирования, его волюнтаризм.

Стремление скрыть истинную картину, информационная «зашоренность» приводят к анекдотическим случаям. На парламентских слушаниях по бюджету начальник главного финуправления Н.Новикова уверяла нас (со ссылкой на данные администрации), что число людей в области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, около 17%. Ряд депутатов ее поправил. Даже на последующих заседаниях (комитета, Думы) Н.Новикова утверждала, что не нашла других данных.

Обратимся же к данным Федеральной службы госстатистики. Из них видно, что численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, выросла по сравнению с I кварталом 2006 года с 28,3% до 28,5%, и составляет 148580 человек («Губернские ведомости», № 103-104, 8 июня 2006 г.). Кстати, сокрытие информации приводит к прямому ущербу для бюджета. Департамент социальной защиты населения имеет долю (7,75%) в уставном капитале ОАО «Финансовая промышленная компания «Забота» (отцы-основатели – известные единороссы Кран и Кошеверов). Департамент акции на своем балансе не держал, в областном реестре госсобственности их не показывал. Потери областного бюджета от недополученных дивидендов на эти акции составили 121,2 тыс. рублей (может быть поэтому депутат Кран 26 июня с.г. на заседании профильного комитета не стал голосовать за мое предложение опубликовать акт контрольно-счетной палаты). Вообще-то, денежки надо бы бюджету вернуть, «заботливые» Вы наши…

 

Волюнтаризм

 

Из заключения КСП, следует, что в нарушение законодательства Главное финуправление само производило перемещение ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств. Так, увеличили ассигнование Сахалинскому областному фонду социальной поддержки населения (это станное рудиментарное учреждение, образованное лет 15 назад для раздачи «золота партии» бедным, ведет деятельность, дублирующую департамент социальной защиты). Увеличили финансирование этому фонду за счет уменьшения ассигнований департаменту социальной защиты почти на 1,5 млн. рублей. Сняли с другого учреждения 1 млн. рублей, отдали УВД области. Но делать такие вещи можно не по визе ГФУ, а только внеся изменения в закон.

 

Контроль за поступлением доходов. Резервы доходной базы

 

Общий рост доходов от нефтегазодобычи и связанных с ней отраслей (строительство, связь, торговля) не должен закрывать тревожной структурной тенденции. Последние три года доля собственных доходов области сократилась на 4,2% при одновременном росте безвозмездных поступлений. Основная часть промышленности «на боку». На 100% убыточна деревообработка; на 60% -  производство, распределение электроэнергии, газа, воды, добыча полезных ископаемых; на 50% - рыболовство и рыбоводство. Странно, оборот гостиниц и ресторанов вырос на 58%, а число убыточных предприятий в этой сфере достигло 33,3%. Может стоит разобраться, где промышленность стимулировать, а где укрывателей от налогов пошерстить? Задолженность во все уровни бюджета выросла за год на 1, 167 млрд. рублей (!). Только по региональным и местным налогам она составила без малого 600 млн. рублей, недобор только по транспортному налогу – 21 млн. рублей (- 6,8%).

 

Судорожная трата денег

 

По идее, бюджетные деньги должны тратится равномерно, по 1/12 в месяц, ну за исключением первого квартала, когда низка собираемость доходов и траты – экономны. А как тратим мы? В судорогах! Расходы на охрану окружающей среды в декабре 2006 года составили 30% (!) от годовых назначений. по межбюджетным трансфертам – 24%, по разделу «экономика» - 19,9%, по здравоохранению и спорту – 22,6%, по социальной политике – 17,7%, по образованию – 14,5%. Будто все остальные месяцы мы не учимся, не болеем, не занимаемся экономикой…

 

Хроническое невыполнение областных законов о целевых программах

 

К концу 2006 года в области финансировалось 17 целевых программ на сумму 957 млн. рублей. В нарушение специального закона «Об областных и межрегиональных целевых программах» (пункт 4 статьи 10) при финансировании мероприятий в отчетном году в меньших объемах, чем предусматривалось программами, они не корректировались. Например, на Программу «Обеспечение санитарно-экологического благополучия населения в Сахалинской области на 2004-2008 годы» в 2006 году направлено 1,55 млн. рублей, а паспортом Программы предусмотрено 3,46 млн. рублей. На Программу «Безопасное материнство» предусмотрено паспортом на 2006 год 3,629 млн. рублей, профинансировано 3,604 млн. рублей, а всего Программа выполнена на 76,8%. Очевидно, что все это противоречит идеологии национальных проектов и президентской политике, направленной на повышение продолжительности жизни.

На реализацию Программы «Сахарный диабет» направлено всего 83,3% от паспортных данных. И добро, если бы не было денег… Это прямая вина Главного финуправления, не соблюдавшего законодательство области.

(продолжение следует)

 

С.Пономарев, депутат Сахалинской областной Думы,

председатель Совета местного отделения партии

«Справедливая Россия» в г. Южно-Сахалинске

 

Hosted by uCoz