Рыбак Сахалина
№34 от 23-29.08.2007
Вода и пустая работа
Как ни странно, но проблема питьевой воды на острове, водой окруженном,
– одна из важнейших для населения. Шесть лет назад Законом области (№ 258 от 13
июня 2001 года) была утверждена на длительный период (до 2010 года) программа
«Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой».
Главные беды нашей исполнительной власти, как известно, в низкой исполнительной дисциплине, в недооценке программного метода управления, при котором средства не просто выделяются и «осваиваются», но и решается та или иная проблема. Будь то «Безопасное материнство», программа по которому выполнена в 2006 году на 77% к объему, утвержденному паспортом программы(при остатках на счетах областного бюджета в 450 миллионов рублей), или «Сахарный диабет» (83% программы). Вместо того, чтобы последовательно решать ту или иную проблему, наша областная власть подвержена «моде». Вдруг, в середине финансового года, начинаем разводить якутских лошадей (лошадок и кумыс любит полпред Исхаков, а мы любим Исхакова). Из-за этого оголяем плановые статьи расходов по сельскому хозяйству. Есть мода в урбанизации. Не дотянув нормальную дорогу до Охи, и даже толком не заасфальтировав дороги Южно-Сахалинска, объявляем, что застроим центр областной столицы башнями-гигантами. Будто мало нам уже имеющихся транспортных пробок. Видимо, когда впереди едут гаишники с мигалкой – пробки незаметны.
В конце прошлого года обнаружилось, что интерес администрации области к программе «Питьевая вода» ‑ иссяк. Программа не выполнена и не продлена. Сахалинская областная Дума и ее профильный комитет неоднократно обращалась в администрацию Сахалинской области с предложениями о финансировании в полном объеме всех областных целевых программ, о внесении изменений в Закон области «Об утверждении региональной программы «Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой» (только в декабре 2006-январе 2007 – пять обращений): от 14.12.2006, 21.12.2006, 27.12.2006, 16.01.2007, 22.01.2007).
Что интересно, некоторые средства на улучшение водоснабжения в областном бюджете на 2007 год были заложены. Администрация области 11 января 2007 года даже сообщила о планируемом распределении между муниципальными образованиями 37 млн. рублей бюджетных средств по названной программе. Через две недели (25 января) сообщила, что в конце февраля в областную Думу будет внесен законопроект «Об изменении программы «Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой» (это в связи с тем, что «мода» и приоритеты внутри самой программы у администрации области поменялись).
Увы, обещание внести законопроект в феврале оказалось обманом. Есть два нормальных для законодательного органа пути в такой ситуации: либо заслушать администрацию области о причинах неисполнения обещаний, причинах омертвления денег на счетах (у нас в I квартале дополнительные доходы составили около 2 млрд. рублей, освоение плановых расходов составило всего-навсего 65%), либо самим внести соответствующий законопроект и быстро его принять. В принципе, оба пути вполне совместимы, и их комбинацию можно считать третьим путем.
Однако был избран некий четвертый путь. Председатель постоянного комитета по экономической политике и бюджету, «единоросс» А.Стародубцев, провел через комитет, а затем 5 апреля 2007 г. через областную Думу постановление о распределении вышеуказанных 37 млн. рублей, несмотря на резко отрицательное заключение государственно-правового управления областной Думы. Такое постановление абсолютно незаконно. Дело в том, что то, что указано в бюджетном законе может быть либо распределено администрацией области, либо перераспределено Думой, но только законом, который обнародует губернатор. Сама Дума имеет право распределять постановлениями деньги только на свое содержание.
Все это известно г-ну Стародубцеву, работающему в Думе 11 лет. И все это специалисты Думы, ряд моих коллег из группы «Социальная ответственность» и я говорили при обсуждении постановления. Но единороссовскому большинству это глубоко безразлично, так как вслед за своим средневековым предшественником Н.Макиавелли они видимо считают, что «цель оправдывает средства».
Хороши законодатели откровенно попирающие закон! Задумались бы – кто станет принятые ими законы исполнять, если они такой пример подают?! Думаю, что средства должны соответствовать цели, иначе способ достижения цели может оказаться вредоноснее результата и похоронит благую цель.
Губернатор области, пусть и опозданием, но наконец-то, внес в Думу обещанный законопроект и 4 июня 2007 года мы приняли Закон «О внесении изменений в раздел 8 приложения к Закону Сахалинской области «Об утверждении региональной программы «Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой». Казалось, можно бы и не оставлять на поверхности следы нашего беззакония и следует отменить постановление Думы от 5 апреля! Увы, увы…
Только после обращения нескольких депутатов к прокурору области областная Дума по протесту прокурора 21 июня 2007 года признала это постановление утратившим силу.
Возникает вопрос, почему же депутаты не заставили администрацию области своевременно выполнять свои обязанности? Наблюдения показывают, что «единороссы», составляющие большинство, не понимают конституционного равенства властей и чувствуют себя не посланниками народа в Думе, а всего лишь доверенными лицами администрации области. Связанные различными формами материальных и неформальных обязательств, они буквально закрывают глаза и уши, а душа, похоже, уходит ниже уровня стола, при одном только предложении заставить исполнительную власть быть исполнительной, оценить как неудовлетворительную работу того или иного подразделения администрации области и т.п. Проще говоря, страх перед начальством оказывается больше страха перед законом. Грустно видеть в седовласых депутатах испуганных сереньких зайчиков.
Вот такая печальная история про воду и пустые бумаги, которые областная Дума производит. Приняли постановление, отменили… Раболепия бы нам поменьше.