Советский Сахалин
№88 от
28.06.2007
Есть ли совесть и ответственность перед населением у наших единороссов? Именно такие мысли возникли у меня при рассмотрении в Сахалинской областной Думе проекта закона «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Сахалинской области». Проект внесен губернатором области.
Базовый закон, в который вносятся поправки (№2 ЗО), принят Думой недавно – в январе 2005 года. В нем содержатся несколько хороших норм, которые являются долгим итогом социальной практики, борьбы трудящихся за свои права, правовой гарантией экономических интересов бюджетников.
В частности статьей 1 базового закона установлено соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Сахалинской области в размере не менее 1 : 4,5.
История этой нормы достаточно древняя. Она родилась из двух соображений. Во-первых, из-за недопустимости уравниловки в оплате труда. Очевидно ведь, что труд санитарки с неполным средним образованием и труд нейрохирурга, заведующего отделением не должны оплачиваться одинаково. Во-вторых, из опытным путем выведенного правила о том, что оптимальным и справедливым разрыв между самым низкооплачиваемым и самым высокооплачиваемым работником в рамках восемнадцатиразрядной тарифной сетки является разрыв именно в 4,5-5 раз. Это стимулирует стремление работников к учебе, самосовершенствованию и подкрепляется повышением оплаты труда. Но наши единороссы морщатся при слове «социализм» и свою экономическую политику по сути списали у откровенно капиталистического «Союза правых сил».
А Европа, с оглядкой на которую и провели капиталистическую революцию 1991-1993 годов, давно ведет социалистическую политику в оплате труда и добилась того, что разрыв между самыми низко- и высокооплачиваемыми работниками составил не более 5-7 раз.
Теперь губернатор области, а вслед за ним единороссовская команда областной Думы предлагают убрать нормативное соотношение между первым и восемнадцатым разрядами тарифной сетки. А что взамен? А ничего! Только усмотрение администрации области!
Неужели они решили вернуться к уравниловке первобытнокоммунистических воззрений? Как бы не так! Теперь можно будет без всякой научности, произвольно уравнивать по оплате санитарок с медсестрами, фельдшеров с врачами, а вот первым руководителям устанавливать любые зарплаты, не оглядываясь на основные категории бюджетников и тем более на санитарок с первым разрядом. Свобода!
Свобода? Это свобода управленцев наконец-то полностью освобождающихся от ответственности перед управляемыми.
Второе предложение губернатора еще судьбоноснее.
В действующем законе (абзац 1 статьи 2) норма звучит так: «Тарифная ставка (оклад) первого разряда по оплате труда работников государственных учреждений Сахалинской области устанавливается администрацией Сахалинской области и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом».
Предлагается слова «и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом» - исключить. Убрать, ампутировать обязанность администрации области не дать помереть от бескормицы работающему человеку.
Для чего все это делается? В невнятной пояснительной записке к законопроекту, подписанной начальником управления по труду Сахалинской области М.А.Шмелевой, утверждается, что разработка законопроекта обусловлена принятием федерального закона от 20.04.2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» и «необходимостью приведения Закона Сахалинской области в соответствие с требованиями федерального законодательства в части установления минимального размера оплаты труда».
Действительно применительно к федеральным бюджетникам единороссы сняли с себя все тормоза. Но обязанности делать то же самое в регионах на нас не возложено. Зачем же усугублять антисоциальную политику центра?
По моему предложению комитет по экономической политике и бюджету предложил губернатору дополнить пояснительную записку. Губернатор 18 июня 2007 года прислал дополнение, в котором снова ставятся в пример изменения в федеральном законодательстве и сообщается, что с 1 сентября 2007 года в России устанавливается минимальный размер труда в 2300 рублей в месяц. Из витиеватых объяснений М.А.Шмелевой на пленарном заседании Думы 21 июня с.г. стало видно, что если срочно не поломать областное законодательство, то повышение тарифных ставок с 1 сентября с.г. нужно будет производить всем областным бюджетникам с первого по восемнадцатый разряд. И в областной больнице и в областном институте усовершенствования учителей. А главное финансовое управление против этого возражает. Видимо думают, что наши бюджетники (врачи, учителя и т.п.) слишком много получают и могут необоснованно разбогатеть. А вдруг затем все муниципальные бюджетники повышения зарплаты запросят?!
Может быть, в областной казне нет денег? Денег хватает. Только что в закон об областном бюджете внесены поправки в связи со значительным (около 2 млрд. рублей) ростом доходов. По заключению контрольно-счетной палаты Сахалинской области можно было безболезненно увеличить расходы областного бюджета еще на 1,2 миллиарда (!) рублей скрываемых доходов. Депутатская группа «Социальная ответственность» внесла такое предложение. Единороссы его отвергли. Кроме того, закон об увеличении МРОТ до 2300 рублей принял именно федеральный центр. Известно правило, что тот, кто принимает такие акты, тот их и оплачивает. Логично было бы потребовать от федеральных властей финансирования (софинансирования) грядущего повышения зарплаты. Но требовать чего-то от центра - это хлопотать, просить, конфликтовать и т.п. Проще нагнуть «свою» Думу и свое население.
В первом чтении за антинародный закон проголосовали все думские единороссы (Я.Ж.Алегедпинов, В.М.Бурков, В.Е.Гомилевский, В.И.Ефремов, Ж.Я.Иванова, С.П.Карепкин, А.С.Кислицин, Н.А.Лугин, В.И.Любушкин, Б.Р.Мисиков, А.С.Стародубцев, А.А.Хапочкин). Воздержался лишь один А.Р.Залпин. Среди них есть и члены комитета по социальной политике (председатель Ж.Я.Иванова). Как его после этого не называть комитет по антисоциальной политике? Спрашиваю у рядом сидящего молодого единоросса А.Хапочкина: «Зачем Вы это делаете?». Молчит, глаза прячет.
* * *
Думаю, что во время выборов совесть и ответственность у наших единороссов все-таки есть. Беда в другом. После выборов вероятно они эту совесть вместе с ответственностью то ли безоглядно сдают на хранение в финуправление администрации области, то ли меняют на верноподданичество и режим наибольшего благоприятствования в иных сферах. А от длительного неупотребления любое чувство усыхает.
По моему глубокому убеждению, любой, кто станет голосовать за вышеуказанный закон области – не имеет морального права претендовать на звание депутата областной Думы. Хотелось, чтобы избиратели разъяснили это своим непонятливым депутатам. Результаты повторного голосования мы распространим. Второе чтение закона – 28 июня 2007 года.
С.Пономарев,
депутат Сахалинской областной Думы, председатель Совета местного отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в г. Южно-Сахалинске.