«Советский Сахалин»
от 20 февраля 2007 г. № 23 (23522)
КОГДА ПРИБЕРЕМСЯ
НА КУРИЛАХ?
У борьбы за территориальную целостность России на Курильском
направлении есть, по меньшей мере, два важнейших аспекта: политический и
социально-экономический.
В основном политическому аспекту был посвящен митинг у Генерального консульства Японии в Южно-Сахалинске 7 февраля 2007 года, организованный нашим депутатским объединением «За Российские Курилы!». Отмечалось 60-летие образования (1947 год) Сахалинской области в качестве самостоятельной в составе Росси, 62 годовщина Ялтинских соглашений (1945 год), определивших новые границы нашей страны на Дальнем Востоке, выражался протест против притязаний Японии на территорию Курил, которые возведены Токио в ранг официальной политики и воплощены в ежегодно отмечаемом в Японии дне т.н. «северных территорий».
Как известно, самая лучшая внешняя политика должна базироваться на эффективной внутренней политике. Конечно, это правило относится и к России.
А что мы видим в курильских поселениях? Обращают на себя внимание следы разрушительной деятельности стихии и людской бесхозяйственности. А местные власти с этой разрухой по сути свыклись.
Наша депутатская группа регулярно выезжает на Курильские острова и по итогам поездок ставит на заседаниях областной Думы наиболее острые вопросы.
Так, Сахалинская областная Дума 22 июня 2006 года
своим постановлением признала депутатским запросом депутатское обращение
депутатов Болотникова А.А., Ивановой С.В., Пономарева С.А. в федеральные органы
власти, администрацию Сахалинской области, в органы местного самоуправления
городских округов «Курильский район», «Южно-Курильский район».
В депутатском запросе констатировалось, что территории городских округов «Курильский район» и «Южно-Курильский район» серьезно пострадали от землетрясения 1994 года и непродуманного вывода войск с островов Курильской гряды.
Брошенные возле населенных пунктов Крабозаводское (о.Шикотан), Курильск (городок № 3 с.Китовый – о.Итуруп, военные городки Министерства обороны Российской Федерации) либо отдельные здания Федеральной службы безопасности России (п.Малокурильское о.Шикотан), вместе с гражданскими сооружениями – рыбокомбинатами, домами культуры, детскими учреждениями – представляют значительную опасность для населения, так как расположены в сейсмоопасной зоне, не огорожены, не охраняются и разрушаются. В отдельных брошенных зданиях Министерства обороны Российской Федерации продолжают жить люди (с.Китовый – о.Итуруп, п.Крабозаводское – о.Шикотан).
Депутатами констатировалось, что «миллиарды рублей народных средств, затраченные на проектирование, строительство, обустройство и эксплуатацию зданий и сооружений, выброшены на ветер, так как при передислокации войск не были предусмотрены меры по сохранению федеральной собственности. По сути в действиях и бездействии ряда должностных лиц, отвечающих за вывод войск и их финансирование, содержатся признаки преступления: халатности, причинения государству имущественного ущерба в крупных размерах».
Чтобы решить проблему разрушения гражданских сооружений необходимы финансирование, техника, технологии и специалисты. Все это, включая опыт работы по разборке и утилизации разрушаемых сооружений, в муниципальных образованиях на Курильских островах отсутствует.
В депутатском запросе предлагалось:
1. провести инвентаризацию поврежденных землетрясением и брошенных зданий и сооружений на Курильских островах;
2. выявить здания, пригодные для использования и определить порядок этого использования либо передачи их в ведение органов местного самоуправления;
3. снести военные и гражданские сооружения, непригодные для использования, и рекультивировать территории.
Для этого мэрам соответствующих районов предлагалось направить в областную Думу сведения о вышеуказанных объектах, определить места утилизации отходов от сноса, а администрации области – определить орган, уполномоченный на координацию действий между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Начальник службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в сентябре 2006 года сообщил, что обращение депутатов поддерживается, соответствующие указания по данному вопросы даны, а о результатах проведенной работы Сахалинская областная Дума будет проинформирована дополнительно. Однако до сих пор положение с брошенными военными объектами на Курильских островах не изменилось.
Военный
прокурор гарнизона Горячие Ключи установил, что бывший военный городок Китовый,
расположенный вблизи г.Курильска, в соответствии в решением заместителя
министра обороны Российской Федерации еще от 21 июня 2003 года подлежит
передаче в муницпальную собственность. В 2004 году был составлен перечень
ремонтных работ, которые было необходимо произвести до передачи объектов
муниципалитету. Но до настоящего времени ремонтные работы Итурупской
квартирно-эксплутационной частью не выполнены ввиду отсутствия финансирования
на эти цели. Военной прокуратурой гарнизона в этой связи было внесено
представление начальнику квартирно-эксплутационного управления Дальневосточного
военного округа.
У нашего депутата Государственной Думы С.Ивановой хорошая память. В начале февраля с.г. она попросила сформулировать вопрос своему тезке – министру обороны по поводу разборки завалов на Курилах. 7 февраля на правительственном часе в Думе С.Иванов сообщил, что будет выделена утилизационная установка. Но это обещание, похоже, касается только Итурупа. А Шикотан? Но кто будет координировать использование этой пока виртуальной установки для гражданских объектов?
Заместитель руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации Н.Кошарный в октябре 2006 года сообщил, что инвентаризация объектов, пострадавших от землетрясения 1994 года, проведена совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, проводится обследование неиспользуемых объектов с выработкой конкретных предложений по их использованию и поддержал предложение Сахалинской областной Думы об определении администрации Сахалинской области в качестве связующего звена между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Мэры муниципальных образований городских округов «Курильский район» и «Южно-Курильский район» представили в Сахалинскую областную Думу неполную информацию, в основном касающуюся военных объектов, не находящихся в их ведении. Слава Богу, они хоть дают возможность предпринимателям осуществлять очистку бухт от металлолома. Ведь только в южно-курильской бухте затоплено около 60 судов.
И.о. губернатора Сахалинской области С.Г.Шередекин в августе 2006 года сообщил о вопиющих фактах головотяпства и волокиты, допущенных федеральными органами. Занятый и поныне действующими частями Министерства обороны, военной прокуратурой, квартирно-эксплутационной частью и т.п. военный городок № 1 в п.Горячие Ключи на о.Итуруп в соответствии с распоряжением Минимущества Российской Федерации от 17.08.1998 года № 688-р подлежал реализации (?!). Территориальное управление Росимущества по Сахалинской области с участием Российского фонда федерального имущества и организаций Министерства обороны Российской Федерации провело проверки высвобождаемого военного имущества, но в нарушение совместного распоряжения Минимущества Российской Федерации, Российского фонда Федерального имущества и Министерства обороны Российской Федерации от 1 марта 2005 года не представило планы реализации этого имущества.
По сообщению и.о. губернатора области Сахалинское погрануправление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации на основании распоряжения Погранслужбы России от 07 февраля 2005 года провело обследование высвобождаемого военного имущества (4 объекта на Курилах), но на август 2006 года еще не оформило акты обследования.
В то же время администрация Сахалинской области ничего не сообщила о своих намерениях в отношении брошенных, недостроенных и неиспользуемых домах культуры в Южно-Курильске и Малокурильске, других объектах в Курильске, заказчиком которых являлось управление капитального строительства Сахалинской области. Не выражено было и отношение к предложению определить уполномоченный орган для координации в этой сфере.
Только спустя 6 месяцев, в нарушение действующего законодательства и практики рассмотрения депутатских запросов, дало ответ Министерство регионального развития Российской Федерации.
Заместитель Министра Ю.П.Тыртышов в ответе от 9 января 2007 года сообщил, вопросы инвентаризации и передача федеральной собственности находятся в ведении заинтересованных федеральных органов, а также региональных властей Сахалинской области, но на совещании в Министерстве, где рассматривалась стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года, вопросы, поднятые Сахалинской областной Думой, администрация Сахалинской области не поднимала.
Не вошли вопросы сноса пострадавших от стихии и бесхозяйственности объектов и в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».
Таким образом, следует констатировать, что важнейший вопрос, формирующий внешний облик Курильских островов и психологический климат жизни на них, вопрос, препятствующий нормальному социально-экономическому развитию геополитически важной для России территории, - по-прежнему не решается.
Очевидно, что министру обороны, Федеральной службе безопасности, Сахалинской областной Думе и администрации области следует вернуться к рассмотрению вопроса об уборке территории на Курильских островах. Ведь это не задворки страны, а ее чумазое дальневосточное лицо.
С. Пономарев, депутат
Сахалинской областной Думы