Демаркационно-гидротехническое
наступление
юго-восточных соседей России
На российскую территорию претендует и Южная Корея
На днях Россия сделала Китаю территориальный подарок. Глава МИД РФ С. Лавров и его китайский коллега подписали протокол о прохождении линии межгосударственной границы по Амуру. Москва уступила Пекину часть своей территории площадью 337 кв. км. Это - остров Тарабаров и половина острова Большой Уссурийский на реке Амур. Еще не получив острова, китайцы их сразу переименовали. Прежний президент РФ В. Путин принял решение о передаче этих участков в 2004 г. По данным ВЦИОМ за 2005 г., 52,7 проц. россиян выступали против уступки территорий. Многие в нашей стране воспринимают отдачу островов как начало китайской экспансии. По мнению политологов, китайские националисты, воспринимающие Дальний Восток и Сибирь как свою историческую территорию, едва ли будут удовлетворены этой уступкой. Любопытно также, как отнесутся к подарку в соседней Японии, которая долгие годы безуспешно пытается договориться с Москвой о передаче части Курильских островов. А вот Южная Корея уже отреагировала: она тоже претендует на российскую территорию.
7 июля 2008 г. южно-корейская газета "The Dong-a Ilbo" поместила материал. "Россия в сентябре возвращает Китаю два острова". В нем напоминается история пограничного вопроса на р. Амур. Сообщается, что китайское правительство в связи с проведением в августе Олимпийских игр попросило перенести официальные мероприятия по передаче островов на середину сентября.
В связи с этим, отмечает газета, "вновь усиливается интерес к возвращению захваченной Россией исконно корейской территории - острова Ноктундо".
"Вытянувшийся в длину на 8 км остров Ноктундо 400 лет был территорией государства Чосон, однако согласно Пекинскому договору, заключенному между Россией и Китаем в 1860 году, был передан России, говорится в газетной статье.
Правителю Кореи об этом стало известно слишком поздно, в 1889 году зазвучали протесты в адрес Китая с требованием вернуть остров, однако они были проигнорированы. Проблема острова Ноктундо вновь поднималась в ноябре 1984 года на советско-северокорейских переговорах по государственной границе, но ситуация не изменилась. В 1990 году Республика Корея выдвигала требования к российской стороне вернуть остров, однако успеха это не принесло".
Конечно, нам на Сахалине и Курилах больше знакомы другие формы территориальных посягательств: картографическая агрессия Японии, "промывка мозгов" курильчанам во время т. н. "встреч-диалогов" в ходе безвизовых обменов, ритуальные выступления японских лидеров по поводу якобы имеющейся необходимости заключения мирного договора России с Японией, все содержание которого они видят в узаконении передачи Японии части Курильских островов.
Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе все страны-участницы пограничных споров достаточно внимательно следят за тем, как разрешаются эти споры другими участниками конфликтов, чтобы использовать прецеденты в своих интересах. Поэтому ситуации на казалось бы далеких от Сахалина участках российско-китайской и российско-корейской границы влияют на общую пограничную обстановку на Дальнем Востоке.
Настораживает в вышеприведенной газетной заметке ссылка на "захваченную Россией исконно корейскую территорию - остров Ноктундо". Это ни что иное, как попытка историко-идеологического обоснования предъявления территориальных претензий России.
Всякие ссылки на исконность владения - весьма зыбки, так как входят в противоречие с фактом расселения и переселения народов на территории всей земли. Проще говоря, в отношении любой территории можно утверждать, что ныне проживающих на ней народов когда-либо не было. Об исконности можно говорить только в рамках конкретного исторического периода. Для практики, для повседневной жизни главное значение имеет оформление и сохранение статус-кво, то есть существующего положения вещей (границ), что является фактором стабильности международных отношений.
В договоре между правительствами СССР и КНДР о режиме советско-корейской государственной границы, заключенном в Пхеньяне 3 сентября 1990 г., ратифицированном Верховным Советом СССР 2 июля 1991 г. и вступившем в силу 27 ноября 1991 г., указано, что государственная граница между СССР и КНДР в соответствии с договором между ними от 17 апреля 1985 г. начинается от стыка границ СССР, КНДР и КНР, расположенного на середине реки Туманная (Туман), и проходит по середине ее главного русла до точки в устье этой реки с определенными географическими координатами.
Согласно статьи 2 этого договора на речном участке государственной границы по реке Туманная протоколом демаркации определено количество и государственная принадлежность островов: один остров принадлежит СССР, 16 островов принадлежат КНДР.
В случае естественного изменения главного русла реки Туманная линия границы остается неизменной до тех пор, пока стороны не договорятся об ином (ст. 3). Оговорено, что хозяйственная деятельность одной из сторон не должна оказывать вредного влияния на окружающую среду другой стороны (ст. 24). Более того, стороны согласились, что положение и направление главного русла пограничной реки Туманная должно по возможности сохраняться в неизменном состоянии. В этой связи ни одна из договаривающихся сторон не должна в ущерб другой стороне изменять естественный сток воды в главном русле и местах, затапливаемых при половодье, возведением гидротехнических или других сооружений, влияющих на гидравлику потока. На пограничных водах дамбы и другие сооружения сохраняются и могут эксплуатироваться, за исключением тех, которые оказывают отрицательное влияние на изменение водного режима и снос которых будет признан необходимым сторонами. Возведение на пограничной реке Туманная новых мостов, плотин, дамб и других гидротехнических сооружений и их использование в каждом отдельном случае могут производиться только по взаимному соглашению сторон (ст. 26).
Карты этого пограничного участка публикуются редко, а те, что были приложены к договору, похоже вообще не публиковались. Найденная и приводимая здесь карта-схема показывает только 14 из 16 упомянутых в Договоре островов. Причем, все они безымянны. Но так как к Советскому Союзу в свое время отошел только один остров, похоже это самый северный из группы островов, находящийся непосредственно под российским берегом. Он узкий и длинный. Видимо, его и имеют в виду в вышеприведенной публикации как Ноктундо.
В интернете со ссылками на сайт Приморского автодора можно найти следующую информацию.
"На протяжении нескольких лет корейская сторона проводила работы по укреплению дамбой низкого берега реки Туманная, и течение начало подмывать российский берег, "отъедая" ежегодно фрагменты российской территории. При прохождении высоких паводков уровень воды в реке повышается на 5 - 7 метров, а продолжительность паводков составляет 20 - 30 дней. В связи с тем, что русло и берега реки сложены легко размываемым песчаным грунтом, в паводки происходят существенные плановые и высотные деформации. Русло реки в плане смещается в направлении российского берега, который укреплен камнем лишь в двух местах - у железнодорожного моста "Дружба" и у переднего створного знака.
В 2000 г. при прохождении паводков наиболее значительное разрушение берега произошло на участке реки в районе погранзаставы "Песчаная" пограничного отряда "Хасанский". Смещение реки здесь составило 60 - 70 метров. В июле - августе 2001 года размыв берега составил 10 - 15 метров. В результате этого была смыта пограничная вышка в районе погранзаставы "Песчаная", пять пограничных столбов, спортивная площадка, ограждение погранзаставы. Расстояние от кромки берега до фундамента заставы уменьшилось до 26 метров.
Средняя скорость смещения реки на участке заставы "Песчаная" за 50 лет, начиная с 1950 года, составляет 6,25 м в год, максимальная - 250 м. Дальнейший размыв берега приведет к разрушению заставы, образованию нового русла и ухода реки Туманная в первую протоку. Потеря российской территории в этом случае может составить 36,7 кв. км".
В России достаточно много сторонников объединения двух корейских государств. Но вот при такой "практике" северных корейцев, занимающихся гидротехнической мелиорацией (напомню, что мелиорация по латыни - это улучшение), то есть коренным улучшением своих земель за счет земель соседей, в случае объединения двух Корей эта "практика" может быть быстро дополнена теорией "об исторической корейской исконности" нынешних российских земель. Неясно, как будет относиться объединенное корейское государство к договорам, заключенным СССР и КНДР.
Скоро (в августе) грядет очередная годовщина освобождения советскими войсками Кореи от японской оккупации. В сентябре 2008 г. исполняется 60 лет со дня провозглашения КНДР. В преддверии этих дат все лучше понимаешь, что историческая память и историческая благодарность не вечны, они уходят вместе с поколениями, пережившими японское владычество. Более того, к сожалению, эти духовные вещи вполне манипулятивны. Гораздо важнее, чем исчезающая надежда на историческую благодарность, является опора на территориальное единство России, на развитие ее экономики, на ее духовное сплочение, на двух ее единственных вечных друзей - армию и флот.
Поэтому, думается, наш государственный интерес - не просто слепо приветствовать государственную интеграцию на корейском полуострове, а делать все, чтобы этот процесс не принес вреда территориальной целостности России, необходимость которой так остро чувствуется в нашей приграничной области.
С. ПОНОМАРЕВ,
депутат Сахалинской областной Думы.