ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ
СЛУЖБА
(ФАС России)
Сахалинская
областная Дума
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ул.Чехова, 37
РУКОВОДИТЕЛЯ г. Южно-Сахалинск,
693011
Садовая Кудринская, 11
Москва, Д-242, ГСП-5, 123995
тел. 252-76-52, факс 254-83-00
07.02.2007 № АГ/1474
Федеральная
антимонопольная служба рассмотрела обращение Сахалинской областной Думы о
ситуации, сложившейся на рынке подписки на периодические печатные издания и
сообщает.
В
соответствии с действующими Правилами распространения периодических печатных
изданий по подписке, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.11.2001 № 759, распространитель периодических печатных изданий
по договору подписки – редакция или издатель, выполняющий функции по распространению периодических печатных
изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющий
функции по распространению указанных
изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных
основаниях.
Таким
образом, участником рынка распространения периодических печатных изданий по
подписке являются издательства, подписные агентства, организации почтовой
связи, иные организации, оказывающие услуги, технологически в комплексе
составляющие процесс распространения периодических печатных изданий по подписке
(прием подписки, сбор и обработка заказов на периодические печатные издания,
экспедирование (сортировка), магистральная, внутриобластная и внутригородская
перевозка, доставка тиража периодического печатного издания).
Гражданским Кодексом
Российской Федерации определено, что граждане (физические лица) и юридические
лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем
интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе
договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий
договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального
закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Организации федеральной
почтовой связи, равно как и подписные агентства, вправе самостоятельно
определять перечень оказываемых ими услуг, если их обязательное оказание не
предусмотрено действующим законодательством.
Подписной каталог
издается с целью информирования подписчика о периодическом печатном издании.
Издание единого российского каталога подписных изданий, включающего
региональные и местные (районные, городские) издания представляется
целесообразным, поскольку каталог, содержащий сведения о более чем 30 000
центральных и местных подписных изданиях по всем субъектам Российской
Федерации, неудобен в обращении прежде всего
подписчика.
Предоставление местным
изданиям права бесплатного (или за минимальную цену) включения в подписной
каталог явилось бы нарушением антимонопольного законодательства, поскольку этим
бы были ущемлены права центральных и региональных, республиканских, краевых
изданий, которые являются такими же участниками рынка распространения
периодических печатных изданий по подписке.
Одной из основных задач
подписного агентства как участника рынка
распространения периодических печатных изданий является оптимизация товарных и
финансовых потоков, обеспечение эффективности и повышение качества
распространения печатных изданий, в том числе и по подписке.
Непременным
условием для реализации указанных целей является развитие конкуренции на рынке,
чему будет способствовать обеспечение недискриминационного
доступа участников рынка – издателей, подписчиков, подписных агентств, иных
организаций к услугам, составляющим процесс распространения по подписке, на
любом технологическом этапе, в том числе обеспечение возможности заключения
производителями печатной продукции, распространяющейся по подписке, договоров
по подписке (на прием заказов и доставку периодики, экспедирование от места печати, сортировку) напрямую с ФГУП
«Поста России», как с субъектом, оказывающим эти услуги.
При рассмотрении
заявлений издательств по факту такого отказа ФГУП «Почта России»
антимонопольными органами в субъектах Российской Федерации были возбуждены дела
о нарушении ФГУП «Почта России» в части необоснованного отказа в заключении договоров и вынесены предписания ФГУП «Почта России» об
обязательности заключения прямых договоров с издательствами на распространение
периодических печатных изданий. Обоснованность и законность
этих предписаний подтверждены арбитражными судами различных субъектов
Российской Федерации.
Федеральная
антимонопольная служба неоднократно подтверждала свою позицию о необходимости в
целях развития института подписки заключения ФГУП «Почта России» прямых
договоров с издательствами. В ходе текущей работы по исполнению протокольного
решения Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № ДМ-П9-94пр ФАС
России отстаивает эту позицию.
По
результатам рассмотрения заявлений ряда издательств Федеральной антимонопольной
службой было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного
законодательства в отношении ООО «МАП», ФГУП «Почта России», в части
экономически и технологически не обоснованного отказа от заключения договора,
установления, поддержания монопольно высокой цены, создания дискриминационных
условий, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него.
Действительно, в настоящее
время единственным подписным агентством, издающим каталоги местной прессы,
является ООО «МАП».
В ФАС России поступила
информация о принятии учредителями подписного каталога «Объединенный каталог. Пресса России
Газеты и журналы» решения об издании со 2 пг
2007 года региональных каталогов. В настоящее время проводится работа по
согласованию условий взаимодействия издателя Объединенного каталога и ФГУП
«Почта России».
Также, в настоящее время
Союз журналистов России совместно с Национальной ассоциацией издательств проводит работу по созданию в субъектах Российской
Федерации региональных союзов издателей в качестве операторов подписных
каталогов. Деятельность региональных союзов оптимизирует финансовые потоки,
которые не будут выходить за пределы субъекта Российской Федерации и изыматься
из оборота издательств на длительный срок. Деятельность региональных союзов
планируется начать с подписной кампании 1 пг
Развитая рыночная
конкурентная среда должна естественным и закономерным образом сформировать
наиболее эффективный и оптимальный механизм взаимодействия издателей с другими
участниками рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.
По имеющейся в ФАС России
информации, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
проводится работа по внесению изменений в Правила распространения периодических
печатных изданий по подписке.
Федеральная
антимонопольная служба направила письмо в Правительство Российской Федерации с
просьбой включить ФАС России в число соисполнителей по разработке внесения
изменений в Правила.
Во исполнение
протокольного решения Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 №
ДМ-П9-94пр ФАС России направила в Мининформсвязи
России и в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся изменения
действующих Правил:
1. Об установлении нормативов доставки
периодических печатных изданий в зависимости от периодичности выхода
(ежедневные, еженедельные) и определении ответственности распространителя за
оказание услуги ненадлежащего качества (в части сохранности доставляемого
периодического печатного издания, сроков его доставки) по изданиям различной
периодичности в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О
защите прав потребителей»;
2. Об однозначном определении
распространителя периодических печатных изданий, несущего ответственность за
ненадлежащие оказание услуг как хозяйственного субъекта, осуществляющего прием
заказов на подписку, соответственно, прием оплаты за услуги, (в том числе и
заказов на адресную подписку);
3. О возможности тарификации услуг по
доставке периодических печатных изданий в зависимости от заявленного
распространителем качества оказания данной услуги;
4. Об установлении нормы, определяющей порядок
формирования и издания подписных каталогов.
Что касается повышения
тарифов на экспедирование (сортировку) печатной продукции, сообщаем.
Рынки предоставления
услуг экспедирования (сортировки), доставки печатных изданий до
газетно-журнальных узлов, транспортных терминалов пункта отправления являются
потенциально конкурентными. В настоящее время указанные услуги оказывают ФГУП
«Почта России» (ГЦМПП), в некоторых субъектах РФ – еще издательствами,
подписными агентствами, специализированными экспедиционными, транспортными
предприятиями. При этом степень концентрации на данных рынках для различных
субъектов Российской Федерации различается. Обращения издательств о
необоснованно высоких тарифах на сортировку периодических печатных изданий
рассматриваются на предмет нарушения антимонопольного законодательства в
территориальных управлениях ФАС России.
А.Н.Голомолзин
Заева
252-71-17