ФЕДЕРАЛЬНАЯ

  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ

             СЛУЖБА

          (ФАС России)                                                                                                                Сахалинская областная Дума                                           

 

        ЗАМЕСТИТЕЛЬ                                                                                                               улехова, 37

       РУКОВОДИТЕЛЯ                                                                                                             г. Южно-Сахалинск, 693011

              Садовая Кудринская, 11

          Москва, Д-242, ГСП-5, 123995

         тел. 252-76-52, факс 254-83-00

 

         07.02.2007 № АГ/1474

 

 

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение Сахалинской областной Думы о ситуации, сложившейся на рынке подписки на периодические печатные издания и сообщает.

         В соответствии с действующими Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 № 759, распространитель периодических печатных изданий по договору подписки – редакция или издатель, выполняющий функции по  распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющий функции по  распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Таким образом, участником рынка распространения периодических печатных изданий по подписке являются издательства, подписные агентства, организации почтовой связи, иные организации, оказывающие услуги, технологически в комплексе составляющие процесс распространения периодических печатных изданий по подписке (прием подписки, сбор и обработка заказов на периодические печатные издания, экспедирование (сортировка), магистральная, внутриобластная и внутригородская перевозка, доставка тиража периодического печатного издания).

Гражданским Кодексом Российской Федерации определено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Организации федеральной почтовой связи, равно как и подписные агентства, вправе самостоятельно определять перечень оказываемых ими услуг, если их обязательное оказание не предусмотрено действующим законодательством.

Подписной каталог издается с целью информирования подписчика о периодическом печатном издании. Издание единого российского каталога подписных изданий, включающего региональные и местные (районные, городские) издания представляется целесообразным, поскольку каталог, содержащий сведения о более чем 30 000 центральных и местных подписных изданиях по всем субъектам Российской Федерации, неудобен в обращении прежде всего подписчика.

Предоставление местным изданиям права бесплатного (или за минимальную цену) включения в подписной каталог явилось бы нарушением антимонопольного законодательства, поскольку этим бы были ущемлены права центральных и региональных, республиканских, краевых изданий, которые являются такими же участниками рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.

Одной из основных задач подписного агентства как  участника рынка распространения периодических печатных изданий является оптимизация товарных и финансовых потоков, обеспечение эффективности и повышение качества распространения печатных изданий, в том числе и по подписке.

Непременным условием для реализации указанных целей является развитие конкуренции на рынке, чему будет способствовать обеспечение недискриминационного доступа участников рынка – издателей, подписчиков, подписных агентств, иных организаций к услугам, составляющим процесс распространения по подписке, на любом технологическом этапе, в том числе обеспечение возможности заключения производителями печатной продукции, распространяющейся по подписке, договоров по подписке (на прием заказов и доставку периодики, экспедирование от места печати, сортировку) напрямую с ФГУП «Поста России», как с субъектом, оказывающим эти услуги.

При рассмотрении заявлений издательств по факту такого отказа ФГУП «Почта России» антимонопольными органами в субъектах Российской Федерации были возбуждены дела о нарушении ФГУП «Почта России» в части необоснованного отказа в заключении договоров и вынесены предписания ФГУП «Почта России» об обязательности заключения прямых договоров с издательствами на распространение периодических печатных изданий. Обоснованность и законность этих предписаний подтверждены арбитражными судами различных субъектов Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала свою позицию о необходимости в целях развития института подписки заключения ФГУП «Почта России» прямых договоров с издательствами. В ходе текущей работы по исполнению протокольного решения Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № ДМ-П9-94пр ФАС России отстаивает эту позицию.

По результатам рассмотрения заявлений ряда издательств Федеральной антимонопольной службой было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «МАП», ФГУП «Почта России», в части экономически и технологически не обоснованного отказа от заключения договора, установления, поддержания монопольно высокой цены, создания дискриминационных условий, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него.

Действительно, в настоящее время единственным подписным агентством, издающим каталоги местной прессы, является ООО «МАП».

В ФАС России поступила информация о принятии учредителями подписного каталога «Объединенный каталог. Пресса России  Газеты и журналы» решения об издании со 2 пг 2007 года региональных каталогов. В настоящее время проводится работа по согласованию условий взаимодействия издателя Объединенного каталога и ФГУП «Почта России».

Также, в настоящее время Союз журналистов России совместно с Национальной ассоциацией издательств проводит работу по созданию в субъектах Российской Федерации региональных союзов издателей в качестве операторов подписных каталогов. Деятельность региональных союзов оптимизирует финансовые потоки, которые не будут выходить за пределы субъекта Российской Федерации и изыматься из оборота издательств на длительный срок. Деятельность региональных союзов планируется начать с подписной кампании 1 пг 2008 г.

Развитая рыночная конкурентная среда должна естественным и закономерным образом сформировать наиболее эффективный и оптимальный механизм взаимодействия издателей с другими участниками рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.

По имеющейся в ФАС России информации, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по внесению изменений в Правила распространения периодических печатных изданий по подписке.

Федеральная антимонопольная служба направила письмо в Правительство Российской Федерации с просьбой включить ФАС России в число соисполнителей по разработке внесения изменений в Правила.

Во исполнение протокольного решения Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № ДМ-П9-94пр ФАС России направила в Мининформсвязи России и в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся изменения действующих Правил:

1.     Об установлении нормативов доставки периодических печатных изданий в зависимости от периодичности выхода (ежедневные, еженедельные) и определении ответственности распространителя за оказание услуги ненадлежащего качества (в части сохранности доставляемого периодического печатного издания, сроков его доставки) по изданиям различной периодичности в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

2.     Об однозначном определении распространителя периодических печатных изданий, несущего ответственность за ненадлежащие оказание услуг как хозяйственного субъекта, осуществляющего прием заказов на подписку, соответственно, прием оплаты за услуги, (в том числе и заказов на адресную подписку);

3.     О возможности тарификации услуг по доставке периодических печатных изданий в зависимости от заявленного распространителем качества оказания данной услуги;

4.     Об установлении нормы, определяющей порядок формирования и издания подписных каталогов.

Что касается повышения тарифов на экспедирование (сортировку) печатной продукции, сообщаем.

Рынки предоставления услуг экспедирования (сортировки), доставки печатных изданий до газетно-журнальных узлов, транспортных терминалов пункта отправления являются потенциально конкурентными. В настоящее время указанные услуги оказывают ФГУП «Почта России» (ГЦМПП), в некоторых субъектах РФ – еще издательствами, подписными агентствами, специализированными экспедиционными, транспортными предприятиями. При этом степень концентрации на данных рынках для различных субъектов Российской Федерации различается. Обращения издательств о необоснованно высоких тарифах на сортировку периодических печатных изданий рассматриваются на предмет нарушения антимонопольного законодательства в территориальных управлениях ФАС России.

 

 

                                                                 А.Н.Голомолзин

 

 

 

Заева

252-71-17

 

 

Hosted by uCoz