Депутату Пономареву С.А.
Кузьмина Андрея Геннадьевича
Ю-Сах., К.Маркса 29-33
Уважаемый Сергей Алексеевич!
По данным МПР разведанная ресурсная база морских месторождений под акваторией территориального моря и на шельфе Сахалина запасов категорий С1 и С2 составляет 335 млн.т. нефти, 67 млн.т. конденсата и 930 млрд.куб.метров газа.
Поисково-разведочное бурение морских месторождений осуществляла Дальневосточная морская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения: с 1976 года в системе Мингео, с 1978 г. в Мингазпроме, с 1985 г. в Миннефтепроме. В 1988 при моем непосредственном участии в качестве главного экономиста на базе ДВМНГРЭгб было образовано Дальневосточное морское управление разведочного бурения с правами юридического лица. При акционировании ВПО «Сахалинморнефтегаз» выделить ДМУРБ в отдельное предприятие не удалось, а в системе Роснефти морским геологоразведочным бурением пренебрегли и к 1998 году ДМУРБ (пять ПБУ и 25 крупнотоннажных морских судов вспомогательного назначения с соответствующими береговыми службами) распродали и береговую морскую базу геологоразведочного бурения ликвидировали.
Сегодня осуществляется эксплуатация
месторождений проектов «Сахалин – 1 и 2». Кроме периодических платежей появился
постоянный источник доходов российской стороны в виде 15% продукции по проекту
«Сахалин-1» и надежный кредитный ресурс по проекту «Сахалин-2». Введение
аукционов МПР на право пользования недрами морских и шельфовых месторождений
открывает дополнительные источники поступлений в виде государственного заказа
на обоснование запасов месторождений. По сведениям МПР сегодня лицензия на одно
Киринское месторождение проекта «Сахалин-3» (шестое из открытых крупных морских
месторождений Сахалина) оценивается в миллиард долларов.
По данным лицензионных раундов МПР
прогнозные извлекаемые ресурсы проекта «Сахалин-3» - 2189 млн. тонн,
«Сахалин-4» - 1480, «Сахалин-5» - 1820, «Сахалин-6» - 1369, «Сахалин-7» - 563,
«Сахалин-8» - 642, «Сахалин-9» - 289 млн.тонн. Разработка месторождений
проектов тормозится не столько финансово-правовыми причинами, сколько из-за
слабой изученности недр. Риск инвесторов при наличии только геофизической
информации чрезвычайно велик – нужна разведочная скважина с испытанием пластов
на приток. Другими словами, без разведочного бурения невозможно утверждение
запасов в Госкомитете по запасам – что откладывает освоение месторождений на
десятки лет.
Поисково-разведочное бурение как
подотрасль строительства по информационному обеспечению изученности недр
позволяет переводить прогнозные ресурсы С3 и Д в более высокую и достоверную
категорию извлекаемых запасов С1 и С2, что повышает аукционную цену права
недропользования до сотен рублей за тонну запасов и сокращает сроки разработки
месторождений. ДМУРБ ликвидировано, однако высококвалифицированный кадровый
состав моряков-геологоразведчиков в трудоспособном возрасте для
непосредственной работы и наставничества еще остался и может быть организован
для доразведки месторождений проектов «Сахалин», поиска перспективных структур
и разведки месторождений под морской акваторией Сахалинской области и в других
районах Охотского моря, подрядного бурения эксплутационных скважин с
оборудованием подводно-устьевых комплексов на глубоководных месторождениях
(например, Аркутун-Даги по действующему проекту «Сахалин-1» или крупное
Киринское проекта «Сахалин-3» с запасами 453 млн.тонн нефти и 720 млрд.куб.
газа при глубине моря 150 метров – мы осуществляли поисковое бурение на
примагаданском шельфе с бурового судна «М.Мирчинк» при глубине моря 180
метров).
Пункт 3 статьи 20 ФЗ-155 «О
внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» открывает
области финансово-правовую возможность в рамках соглашения с МПР организовать
ОГУП «Сахалинская морская нефтегазоразведка» (Sakhalin oil&gas
sea exploration state regional company – SOGSESco) с
восстановлением производственной базы для разведочного бурения в акватории
территориального моря и на континентальном шельфе РФ в целях увеличения
информативной обеспеченности и достоверности лицензионных раундов МПР, выполнения
госзаказов на поиск и разведку морских месторождений, получения областью
соответствующей доли доходов от аукционов недропользования, непосредственного
недропользования и отчислений на компенсацию геологоразведочных затрат при
эксплуатации морских месторождений.
Я уже раньше предоставлял свои
пояснения, что получить долгосрочный кредит до двух-пяти миллиардов долларов
(порт и база обеспечения в Холмске, Невельске, Корсакове, Озерске либо Морже с
соответствующей транспортной инфраструктурой при привлечении японской СОДЕКО
для гидростроительства и дорожных стройбатов Северной Кореи, наших шахтеров и
высвобождаемого строительно-монтажного персонала по проекту «Сахалин-2», три
ПБУ – СПБУ, ППБУ и БС, около десяти специализированных судов обеспечения, офис
и жилье в Южно-Сахалинске) в счет доходов области от раздела продукции по
действующим СРП не представляется сложным (прогнозная прибыль озвучена
компанией «СЭ», по Налоговому кодексу 65% от налога на прибыль идет субъекту,
финансовый агент и банк-консультант компании «СЭ» известен, рекомендацию «Шелл»
можно получить). Кредитный рейтинг проекта «Сахалин-2» очень высок сегодня, а
после первой отгрузки сжиженного газа в Пригородном он достигнет мирового пика.
Кроме того, складываются обстоятельства значительного
превышения спроса на углеводороды стран Юго-Восточной Азии – очень многие
корпоративно-банковские и иностранные государственные структуры будут
заинтересованы в получении достоверных сведений об экспортных возможностях
Сахалина в перспективе 21 века. Сегодня одна Индия предлагает 25 миллиардов для
вложения в нефтегазовые проекты, но пока не может прорвать «опеку»
углеводородных ресурсов России со стороны Китая. Свободных долларов на внешнем
рынке сегодня с избытком – сама Россия со стабилизационным фондом там
позиционирует. А четверть перспективных запасов Юго-Восточной Азии находится у
Сахалина.
Привлечение текущих областных средств будет
незначительным – на первом году кадрово-организационных и проектно-кредитных
мероприятий. С началом отгрузки СПГ откроется кредитная линия.
Сроки возврата долгосрочного кредитного ресурса при наличии явных источников самоокупаемой деятельности ОГУП «СМНГР» я оцениваю в 5-7 лет с дальнейшим выходом на высокую прибыльность. Финансово-бухгалтерских разрывов от привлечения кредита не возникнет: в установленном порядке введенные основные фонды будут передаваться в фонд имущества области. Кроме того, в период капитального строительства за счет внешних кредитных ресурсов базы морской геологоразведки область получит соответствующие налоги, сборы и платежи. Вышеупомянутое соглашение с МПР поможет более оптимально и оперативно решать вопросы на федеральном уровне: я встречал в открытой прессе информацию о намерениях МПР по инициативе президента создать ФГУП по поисково-разведочным работам на шельфе РФ. Сахалин может выступить первопроходцем с почти 100%-м успехом. Если его не опередят Газпром с Лукойлом, которые недавно заключили соглашение о стратегическом партнерстве в разведке и разработке месторождений до 2014 года.
Коллектив ДМУРБ своей прошлой деятельностью по
подготовке к разработке морских месторождений проектов «Сахалин – 1 и 2», я
убежден, заработал моральное право на продолжение поисково-разведочных работ в
территориальном море и на континентальном шельфе. Ключевой и системный костяк
кадров пока еще остался в достаточном числе и его можно убедить вернуться в
морскую геологоразведку. Кроме того, создание мощного ОГУП поможет несколько
разгрузить штаты областных органов власти: в структуру морской геологоразведки
входит управленческая, информационно-геологическая, снабженческая,
социально-культурная, промышленная и непромышленная строительная деятельность,
эксплуатация зданий и сооружений, все виды транспорта, связь, гидромет, морской
специализированный флот, водолазное обеспечение, общественное питание,
медицина, сфера отдыха, подготовка и переподготовка кадров. Морская
геологоразведка – это не периодические услуги, а целая долговременная
высокотехнологичная отрасль информационно-строительного характера.
Я считаю, что надеяться
исключительно на недавно подписанное соглашение с Газпромом особо не следует:
социально-экономическая стратегия компании не определена. Кроме того, тревожат
некоторые исторические обстоятельства: в середине восьмидесятых Газпром
отказался от Сахалина, как только закончился кредит СОДЕКО. Сегодня Газпром
интересует государственная доля углеводородов по проектам СРП или сами проекты.
В любом случае, региональная альтернатива не окажется бесплодной – само наличие
самостоятельной областной структуры с определенной стратегией в рамках
соглашения с МПР вызовет гораздо более уважительное и признаваемое, в плане
конструктивности, отношение со стороны Газпрома. Руководство газовой корпорации
будет предметно знать, что хочет Сахалин от использования ресурсов морской
акватории – территориального моря и прилегающей зоны. Миллер использует в своих
выступлениях термин «синергия»: надо ему показать, какой синергетической
кооперации ждет Сахалин и что пассивно наблюдать за вывозом территориального
достояния даже российской корпоративной структурой область не намерена.
Прошу Вас использовать депутатские
полномочия для мотивации администрации области восстановления сахалинской базы
морской геологоразведки в форме ОГУП. Позитивное и комплексное решение данного
вопроса позволило бы нынешним представителям органов власти надолго оставить
предметно-очевидный след в истории Сахалинской области.
Я полагаю, что область в состоянии
затратить бюджетные средства на содержание примерно семи человек
проектно-системной группы сахалинской морской геологоразведки. Общую
координацию и проработку финансово-экономических вопросов я бы мог взять на
себя – других специалистов надлежащего уровня в области планирования,
организации и управления морской геологоразведкой в настоящее время на Сахалине
я не знаю и предложить не могу, надежные судоводители, геологи и технологи
буровых работ остались. Нет строителей службы заказчика объектов
производственного и непроизводственного назначения и юриста по проработке
нормативных документов.
С уважением
А.Кузьмин, 15.09.2006