Депутату Пономареву С.А.

Кузьмина Андрея Геннадьевича

Ю-Сах., К.Маркса 29-33

Уважаемый Сергей Алексеевич!

 

            По данным МПР разведанная ресурсная база морских месторождений под акваторией территориального моря и на шельфе Сахалина запасов категорий С1 и С2 составляет 335 млн.т. нефти, 67 млн.т. конденсата и 930 млрд.куб.метров газа.

Поисково-разведочное бурение морских месторождений осуществляла Дальневосточная морская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения: с 1976 года в системе Мингео, с 1978 г. в Мингазпроме, с 1985 г. в Миннефтепроме. В 1988 при моем непосредственном участии в качестве главного экономиста на базе ДВМНГРЭгб было образовано Дальневосточное морское управление разведочного бурения с правами юридического лица. При акционировании ВПО «Сахалинморнефтегаз» выделить ДМУРБ в отдельное предприятие не удалось, а в системе Роснефти морским геологоразведочным бурением пренебрегли и к 1998 году ДМУРБ (пять ПБУ и 25 крупнотоннажных морских судов вспомогательного назначения с соответствующими береговыми службами) распродали и береговую морскую базу геологоразведочного бурения ликвидировали.

            Сегодня осуществляется эксплуатация месторождений проектов «Сахалин – 1 и 2». Кроме периодических платежей появился постоянный источник доходов российской стороны в виде 15% продукции по проекту «Сахалин-1» и надежный кредитный ресурс по проекту «Сахалин-2». Введение аукционов МПР на право пользования недрами морских и шельфовых месторождений открывает дополнительные источники поступлений в виде государственного заказа на обоснование запасов месторождений. По сведениям МПР сегодня лицензия на одно Киринское месторождение проекта «Сахалин-3» (шестое из открытых крупных морских месторождений Сахалина) оценивается в миллиард долларов.

            По данным лицензионных раундов МПР прогнозные извлекаемые ресурсы проекта «Сахалин-3» - 2189 млн. тонн, «Сахалин-4» - 1480, «Сахалин-5» - 1820, «Сахалин-6» - 1369, «Сахалин-7» - 563, «Сахалин-8» - 642, «Сахалин-9» - 289 млн.тонн. Разработка месторождений проектов тормозится не столько финансово-правовыми причинами, сколько из-за слабой изученности недр. Риск инвесторов при наличии только геофизической информации чрезвычайно велик – нужна разведочная скважина с испытанием пластов на приток. Другими словами, без разведочного бурения невозможно утверждение запасов в Госкомитете по запасам – что откладывает освоение месторождений на десятки лет.

            Поисково-разведочное бурение как подотрасль строительства по информационному обеспечению изученности недр позволяет переводить прогнозные ресурсы С3 и Д в более высокую и достоверную категорию извлекаемых запасов С1 и С2, что повышает аукционную цену права недропользования до сотен рублей за тонну запасов и сокращает сроки разработки месторождений. ДМУРБ ликвидировано, однако высококвалифицированный кадровый состав моряков-геологоразведчиков в трудоспособном возрасте для непосредственной работы и наставничества еще остался и может быть организован для доразведки месторождений проектов «Сахалин», поиска перспективных структур и разведки месторождений под морской акваторией Сахалинской области и в других районах Охотского моря, подрядного бурения эксплутационных скважин с оборудованием подводно-устьевых комплексов на глубоководных месторождениях (например, Аркутун-Даги по действующему проекту «Сахалин-1» или крупное Киринское проекта «Сахалин-3» с запасами 453 млн.тонн нефти и 720 млрд.куб. газа при глубине моря 150 метров – мы осуществляли поисковое бурение на примагаданском шельфе с бурового судна «М.Мирчинк» при глубине моря 180 метров).

            Пункт 3 статьи 20 ФЗ-155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» открывает области финансово-правовую возможность в рамках соглашения с МПР организовать ОГУП «Сахалинская морская нефтегазоразведка» (Sakhalin oil&gas sea exploration state regional companySOGSESco) с восстановлением производственной базы для разведочного бурения в акватории территориального моря и на континентальном шельфе РФ в целях увеличения информативной обеспеченности и достоверности лицензионных раундов МПР, выполнения госзаказов на поиск и разведку морских месторождений, получения областью соответствующей доли доходов от аукционов недропользования, непосредственного недропользования и отчислений на компенсацию геологоразведочных затрат при эксплуатации морских месторождений.

            Я уже раньше предоставлял свои пояснения, что получить долгосрочный кредит до двух-пяти миллиардов долларов (порт и база обеспечения в Холмске, Невельске, Корсакове, Озерске либо Морже с соответствующей транспортной инфраструктурой при привлечении японской СОДЕКО для гидростроительства и дорожных стройбатов Северной Кореи, наших шахтеров и высвобождаемого строительно-монтажного персонала по проекту «Сахалин-2», три ПБУ – СПБУ, ППБУ и БС, около десяти специализированных судов обеспечения, офис и жилье в Южно-Сахалинске) в счет доходов области от раздела продукции по действующим СРП не представляется сложным (прогнозная прибыль озвучена компанией «СЭ», по Налоговому кодексу 65% от налога на прибыль идет субъекту, финансовый агент и банк-консультант компании «СЭ» известен, рекомендацию «Шелл» можно получить). Кредитный рейтинг проекта «Сахалин-2» очень высок сегодня, а после первой отгрузки сжиженного газа в Пригородном он достигнет мирового пика.

Кроме того, складываются обстоятельства значительного превышения спроса на углеводороды стран Юго-Восточной Азии – очень многие корпоративно-банковские и иностранные государственные структуры будут заинтересованы в получении достоверных сведений об экспортных возможностях Сахалина в перспективе 21 века. Сегодня одна Индия предлагает 25 миллиардов для вложения в нефтегазовые проекты, но пока не может прорвать «опеку» углеводородных ресурсов России со стороны Китая. Свободных долларов на внешнем рынке сегодня с избытком – сама Россия со стабилизационным фондом там позиционирует. А четверть перспективных запасов Юго-Восточной Азии находится у Сахалина.

Привлечение текущих областных средств будет незначительным – на первом году кадрово-организационных и проектно-кредитных мероприятий. С началом отгрузки СПГ откроется кредитная линия.

Сроки возврата долгосрочного кредитного ресурса при наличии явных источников самоокупаемой деятельности ОГУП «СМНГР» я оцениваю в 5-7 лет с дальнейшим выходом на высокую прибыльность. Финансово-бухгалтерских разрывов от привлечения кредита не возникнет: в установленном порядке введенные основные фонды будут передаваться в фонд имущества области. Кроме того, в период капитального строительства за счет внешних кредитных ресурсов базы морской геологоразведки область получит соответствующие налоги, сборы и платежи. Вышеупомянутое соглашение с МПР поможет более оптимально и оперативно решать вопросы на федеральном уровне: я встречал в открытой прессе информацию о намерениях МПР по инициативе президента создать ФГУП по поисково-разведочным работам на шельфе РФ. Сахалин может выступить первопроходцем с почти 100%-м успехом. Если его не опередят Газпром с Лукойлом, которые недавно заключили соглашение о стратегическом партнерстве в разведке и разработке месторождений до 2014 года.

Коллектив ДМУРБ своей прошлой деятельностью по подготовке к разработке морских месторождений проектов «Сахалин – 1 и 2», я убежден, заработал моральное право на продолжение поисково-разведочных работ в территориальном море и на континентальном шельфе. Ключевой и системный костяк кадров пока еще остался в достаточном числе и его можно убедить вернуться в морскую геологоразведку. Кроме того, создание мощного ОГУП поможет несколько разгрузить штаты областных органов власти: в структуру морской геологоразведки входит управленческая, информационно-геологическая, снабженческая, социально-культурная, промышленная и непромышленная строительная деятельность, эксплуатация зданий и сооружений, все виды транспорта, связь, гидромет, морской специализированный флот, водолазное обеспечение, общественное питание, медицина, сфера отдыха, подготовка и переподготовка кадров. Морская геологоразведка – это не периодические услуги, а целая долговременная высокотехнологичная отрасль информационно-строительного характера.

            Я считаю, что надеяться исключительно на недавно подписанное соглашение с Газпромом особо не следует: социально-экономическая стратегия компании не определена. Кроме того, тревожат некоторые исторические обстоятельства: в середине восьмидесятых Газпром отказался от Сахалина, как только закончился кредит СОДЕКО. Сегодня Газпром интересует государственная доля углеводородов по проектам СРП или сами проекты. В любом случае, региональная альтернатива не окажется бесплодной – само наличие самостоятельной областной структуры с определенной стратегией в рамках соглашения с МПР вызовет гораздо более уважительное и признаваемое, в плане конструктивности, отношение со стороны Газпрома. Руководство газовой корпорации будет предметно знать, что хочет Сахалин от использования ресурсов морской акватории – территориального моря и прилегающей зоны. Миллер использует в своих выступлениях термин «синергия»: надо ему показать, какой синергетической кооперации ждет Сахалин и что пассивно наблюдать за вывозом территориального достояния даже российской корпоративной структурой область не намерена.

            Прошу Вас использовать депутатские полномочия для мотивации администрации области восстановления сахалинской базы морской геологоразведки в форме ОГУП. Позитивное и комплексное решение данного вопроса позволило бы нынешним представителям органов власти надолго оставить предметно-очевидный след в истории Сахалинской области.

            Я полагаю, что область в состоянии затратить бюджетные средства на содержание примерно семи человек проектно-системной группы сахалинской морской геологоразведки. Общую координацию и проработку финансово-экономических вопросов я бы мог взять на себя – других специалистов надлежащего уровня в области планирования, организации и управления морской геологоразведкой в настоящее время на Сахалине я не знаю и предложить не могу, надежные судоводители, геологи и технологи буровых работ остались. Нет строителей службы заказчика объектов производственного и непроизводственного назначения и юриста по проработке нормативных документов.

 

 

            С уважением

А.Кузьмин, 15.09.2006

Hosted by uCoz