Что такое «северные
территории»?
С.Пономарев,
депутат Сахалинской областной Думы,
координатор депутатского внефракционного
объединения «За Российские Курилы!»
«Северные территории» - это пропагандистский псевдогеографический термин с переменным объемом содержания, употребляющийся в рамках информационно-психологической войны, связанной с территориальными притязаниями, ведущейся Японией против России (а ранее – против СССР). Объем понятия напрямую зависит от политической конъюнктуры.
В книге «Вехи на пути к заключению мирного договора между Россией и Японией. 88 вопросов от граждан России», изданной в 2000 году, с предисловием Итиро Суэцугу, председателя Научно-Исследовательского Совета по вопросам национальной безопасности Японии (АНПОКЭН) (это достаточно типичное по подходу издание по данной теме), указано, что «северными территориями именуются четыре северных островных образования, которые состоят из островов Хабомаи, а также островов Шикотан, Кунашир, Итуруп». (1, 23). Однако на карте расположения «северных территорий», помещенной в том же издании, помимо японского острова Хоккайдо, показаны все Курильские острова, часть полуострова Камчатка, остров Сахалин по 50-ую параллель, то есть территории, которые, как известно, принадлежат России. Правда, на карте между островами Итуруп и Уруп нанесена некая пунктирная линия, значение которой не пояснено (1, 11). В той же книге на странице 14 помещены еще две карты, настораживающие своей двусмысленностью. Вверху помещена детальная карта, названная просто: «Северные территории» - площадь 5036 кв.км. На ней изображены остров Кунашир 1499 кв.км, остров Итуруп - 3184 кв.км, остров Шикотан - 253 кв.км и группа островов Хабомаи - 100 кв.км, названия которых не перечислены. Казалось бы все однозначно, никакой двусмысленности. Но ниже помещена карта Северо-Восточной Азии, на которой показаны Россия (Сибирь и Дальний Восток), Монголия, большая часть КНР, КНДР, Корея, Япония и вышеназванные российские острова, названные «Северными территориями» (именно так – с большой буквы). Причем, в отличие от карты на странице 11, острова Итуруп и Уруп разделены между собой сплошной линией, значение которой не указано. Курильский архипелаг (Курильские острова) в японской интерпретации означает «острова от Урупа до полуострова Камчатка». Но и этот «урезанный» архипелаг отделен от Камчатки пунктиром. Аналогичная пунктирная линия пересекает половину острова Сахалин. (1, 14).
Напрашивается вывод, что показаны японские претензии первого порядка (Курилы с юга до Урупа) и второго порядка – все Курилы и половина Сахалина.
Как указывают сами японские авторы «северные территории» - термин, который был введен в употребление по окончании Второй мировой войны японской стороной, выдвинувшей требование к России возвратить эти четыре островных образования, являющиеся (?) исконными территориями Японии» (1, 23). Ревизуя мировую (и свою довоенную) географию, японская сторона искусственно сужает понятие Курильских островов, утверждая, что «гряда островов к югу от Камчатки до упомянутых Северных территорий именуется островами Тисима (Курильские острова) – по английски «Kuril Islands» (там же).
Фактическим признанием ненаучности и сознательной неопределенности понятия являются следующие слова в ответе на вопрос № 1 («Что такое Северные территории?» в той же книге: «Приведенное название Северные территории, их определение и пределы представляют собой не только вопрос словоупотребления или географический термин, а имеют чрезвычайно важный политический смысл». Таким образом, это понятие продукт политических интересов, причем интересов сугубо японских.
Российские исследователи отмечают, что термин «северные территории» вошел в широкое употребление (в Японии – С.П.) не сразу после окончания Второй мировой войны, как утверждает японская сторона, а значительно позже, осенью 1967 года, когда Япония добилась от США согласия на возвращение ей островов Огасавара и определения сроков возвращения островов Рюкю (2, 9).
В официозе МИД Японии «Токи – но угоки» (1968, № 11, с.22) указывалось, что Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи образуют Северные территории в «узком смысле», а в «широком смысле» в эти северные территории входят все остальные Курильские острова и южная часть Сахалина с прилегающими островами. К таковым относятся остров Монерон и остров Тюлений (2, 9-10).
Японские ультранационалисты с того времени стали включать в «северные территории» такие территории СССР и России, как Камчатка, Приморье, Приамурье и Северный Сахалин (Сюкан дзидзи, 1968, № 51, с.36 – цит. по 2, 10).
В статье 6 Указа № 246 от 16 сентября 1969 года о введении в действие Закона об Ассоциации по Северным территориям, ответственность за деятельность которой несет премьер-министр, состав северных районов определен следующим образом: «Острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп, а также другие северные районы по решению премьер-министра» (2, 10). При такой методике определения понятия все, что севернее Японии – до Северного полюса – несомненно может быть объявлено «северными территориями».
С 1969 финансового года площадь российских территорий, входящих в состав Сахалинской области, - Малой Курильской гряды (по японски – Шикотан и Хабомаи), Кунашира и Итурупа стала включаться в территорию Японии при подсчете Национальным картографическим управлением общей площади страны (2, 103). Поэтому в российских и японских источниках площадь Японии различается более чем на 5 тыс.кв.кв.
Чем опасны японские (и прояпонские) манипуляции с географией?
Во-первых, употребляя (некритически, без кавычек) термин «северные территории», мы, вопреки физической географии, вводящей понятия севера и юга относительно общих для всех землян точек полюсов, сразу становимся на японоцентристскую точку зрения.
Во-вторых, мы, вопреки той же физической географии, искусственно уменьшаем объем устоявшегося определения пределов Курильских островов и тем самым лишаем себя и окружающих понимания того, что Япония претендует на часть российских Курильских островов, а не на некие выдуманные «северные территории».
В-третьих, тот, кто употребляет термин «северные территории», помогает японцам оправдать отказ от исполнения подписанного Японией с рядом стран – участников Второй мировой войны Сан-Францисского мирного договора от 8 сентября 1951 года, по которому Япония (статья 2, пункт с) ) отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года» (3, 89-104).
Внешнеполитическое употребление Японией данного понятия и было связано с попыткой путем подмены традиционного объема понятий, сужением объема понятия «Курильские острова», найти место на картах для мифических «северных территорий» и замаскировать ревизию (отказ от исполнения) своих договорных обязательств.
На картах, помещенных в 10 томе Японской географической энциклопедии 1930 года, в географическом атласе Японии 1936 года, в книге «Обзор географии и обычаев Японии» Шикотан и все т.н. острова Хабомаи (т.е. часть Малой Курильской гряды без Шикотана) показаны как входящие в состав Курильских островов. Аналогично на карте 1946 года масштаба 1:200000, изданной картографическим управлением МВД Японии, Кунашир и Итуруп значатся в составе Тисима (Курильских островов). Интересно, что издание той же карты от 25 мая 1930 года относит к Тисима и остров Шикотан (См. 2, 75).
«Лоция Южного Сахалина и островов Тисима», изданная в марте 1937 года гидрографическим департаментом Министерства военно-морского флота Японии, относит Кунашир, Итуруп, Шикотан и острова Суйсё (после войны переименованные японскими властями в Хабомаи) к островам Тисима, то есть Курильским (2, 74).
Британская энциклопедия – издания 1902, 1947, 1994 г.г. – относит Кунашир, Шикотан, Эторофу (Итуруп) к Курильским островам (4, 116-117).
В-четвертых, тот, кто некритически употребляет термин «северные территории» или в качестве синонима словосочетание «четыре (спорных) острова», скрывает даже минимальный объем японских притязаний на российскую территорию.
На самом деле японские притязания распространяются, как минимум (!), на:
1) о. Кунашир с островами:
2) Славный или Ловцова
3) о.Чаек;
4) о. Итуруп с островами
5) Лебедя
6) о. Камень-Лев
7) Шлем
8) о.Одинокие;
острова Малой Курильской гряды:
9) о. Шикотан (он же Шпанберга, он же Сикотан) с прилегающими островами:
10) о. Девятый Вал (Камо);
11) о. Средний
12) о. Дальний
13) о.Грига
14) о.Айвазовского,
а также остальные острова Малой Курильской гряды, называемые иногда Плоскими (по японски сейчас – Хабомаи, а ранее Суйсё):
15) Полонского (Тараку) с прилегающими островами Рифовый (Амаги-сё) – 20 кв.км
16) острова Осколки
17) Острова Лисьи (Тодо) со скалами Пещерная (Канакусо) и Парус (Хококи)
18) острова Шишки ( Шашки или Кабуто) со скалой Свеча
19) остров Зеленый (Сибоцу) – 45 кв.км
20) о.Юрий (Юру) – 10 кв.км с островами Демина (Харукарумосири)
21) о.Анучина (Акиюру) со скалой Удивительная (Ханарэ) – 5 кв.км
22) о.Танфильева (Суйсё) – 20 кв.км
23) о.Сигнальный (Кайгара)
24) о.Сторожевой (Хомосири или Муйка) со скалой Осыхающая (Одокэ) (2, 10-11).
Итак, не 4, а 24 российских острова являются предметом японских притязаний. Их площадь вдвое превышает площадь японской префектуры Окинава, она вполне сопоставима с площадью таких государств, как Ливан (10452 кв. км) и Кипр (9251 кв. км), а площадь Шикотана почти равна площади Лихтенштейна (2, 11-12).
В пятых, японская сторона, даже в так называемых минимальных требованиях, претендует не только на южные, но и на средние Курилы. Южно-Курильский район Сахалинской области (муниципальное образование «Южно-Курильский городской округ»), охватывает о. Кунашир и Малую Курильскую гряду. А на средних Курилах – Итурупе, который иногда чохом (даже представители российского МИДа! – см. заявление официального представителя МИДа М.Камынина в интервью РИА-Новости 23.10.2007, www.sakhalin.info/news/46562) записывают в Южнокурильские острова – находится другой район Сахалинской области – Курильский (муниципальное образование «Курильский городской округ») – центр г.Курильск.
В рамках психологической обработки
собственного населения и создания информационных поводов для внешней политики в
Японии установлен и ежегодно празднуется День т.н. «северных территорий» (7
февраля). Достойным ответом, «точкой невозврата» в российской политике должно
стать объявление 3 сентября Днем Победы над милитаристской Японией (вариант: 2
сентября – День Победы над милитаристской Японией, день окончания Второй
мировой войны). Еще 2 сентября 1945 года был издан Указ Президиума Верховного
Совета СССР «Об объявлении 3 сентября праздником Победы над Японией». Вот его
текст:
«В ознаменование победы над Японией установить, что 3 сентября
является днем всенародного торжества – Праздником Победы над Японией.
3 сентября считать нерабочим днем.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.Горкин».
(газета «Правда», 3 сентября 1945 г., № 211 (9982).
В 1947 году Указ изменили, этот день стал снова рабочим, но праздник не был отменен.
30 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За победу над Японией», ею награждены сотни тысяч человек.
18 сентября 1997 года Сахалинская областная
Дума внесла в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
законопроект о дополнении Перечня дней воинской славы Днем Победы над
милитаристской Японией. Государственная Дума такой закон приняла, однако
тогдашний Президент Российской Федерации (Б.Ельцин) отказался его подписывать.
После этого мы неоднократно вносили аналогичные инициативы, но руководители
Государственной Думы их сначала возвращали по надуманным основаниям, а сейчас
положили в дальний ящик.
Подводя итог сказанному, хочу сказать, что
таких географических объектов, как Хабомаи (или «северные территории») в России
нет. Хотя есть районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности,
определяемые постановлениями Правительства (СССР и РФ), но это уже совсем
другая история.
Литература:
1. Вехи на пути к заключению мирного
договора между Россией и Японией. 88 вопросов от граждан России.
Без указания автора. Предисловие - Суэцугу Итиро. М., Материк, 2000.
2. Россия и Япония: пропущенные вехи
пути к мирному договору.
Без указания автора. Предисловие – Аладьин В.В. М., Бимпа, 2001.
3. Сборник документов и материалов
по Японии (1951-1954).
М., ДВО МИД СССР, 1954.
4. Русские Курилы. История и
современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и
советско-японской границы.
Зиналов В.К., Кошкин А.А., Латышев И.А., Плотников А.Ю., Сенченко И.А. М., Алгоритм, 2002.
5. Советско-японская Декларация 1956
года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации.
авт. составители: Пономарев С.А., Арефьева Л.С. г. Южно-Сахалинск, Сахалинская областная Дума, 2002, С. 332.
6. Пономарев С.А. Наши Курилы и
японские притязания.
Южно-Сахалинск. Сахалинское книжное издательство, 2003, С.162.
7. Пономарев С.А. Информационно-психологическая
война Японии против СССР и России, связанная с территориальными притязаниями
в сборнике «Сахалин и Курилы в войнах ХХ века». Материалы научной конференции (7-10 июня 2005 г.),
Южно-Сахалинск: «Лукоморье», 2005, С.269-287.