Как усовершенствовать
областной бюджет 2008 года?
В Сахалинскую областную Думу поступил и прошел ряд обсуждений проект
областного бюджета на 2008 год. Интересной и важной следует признать публикацию
этого законопроекта, что облегчает его обсуждение и совершенствование (газета
«Губернские ведомости», № 195-197, 27 октября 2007). Итак, посмотрим на бюджет
следующего года повнимательнее.
Общие недостатки проекта
бюджета
1. В текстовой части законопроекта 11 из 31 статьи (35%) противоречат
бюджетному законодательству (это касается статей 1, 2, 7, 8, 9, 10, 15, 18, 23,
26, 27).
В нарушение статьи 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации
источниками финансирования бюджета указаны кредиты, а следовало указать разницу
между полученными и погашенными кредитами.
2. Не указан ряд источников доходов областного бюджета. В частности: изменение
остатков на счетах; доходы от продажи собственности (8,139 млн. рублей).
Указание этих источников позволило бы сократить дефицит бюджета. Он и
так составляет 1,631 млрд. рублей.
3. Завышен объем бюджетных обязательств за счет включения
выплат, не подпадающих под нормы статьи 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (неправильно определены так называемые «публичные обязательства»).
4. Без вхождения области в состав ОАО «Охинская ТЭЦ» предлагается
направить ей 120 млн. рублей.
В нарушение статьи 11 Закона об управлении государственной
собственностью Сахалинской области, статьи 80 Бюджетного кодекса Российской
Федерации 80 млн. рублей предлагается направить на строительство ряда объектов
на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Как будет учтена наша доля собственности – не
указано. Напомню, что такие подарки
федеральным властям область уже делала при строительстве полосы
южно-сахалинского аэропорта.
5. Предполагается принять расходные обязательства бюджета без указания
некоторых получателей и сумм расходов (статья 8 законопроекта в этой части
нарушает статьи 32, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
6. В законопроекте статьей 10 не определен порядок предоставления
субсидий, что нарушает статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Аналогично в статьях 26, 27 не устанавливается порядок предоставления кредитов.
Это открывает путь волюнтаризму в исполнении бюджета.
7. Занижен на 1,5% (74 млн. рублей) размер субсидий на выполнение
функций областного центра. В частности, занижено финансирование детской
больницы г. Южно-Сахалинска. На заседании в Думе 6 ноября текущего года
начальник главного финансового управления сообщила, что власти Южно-Сахалинска
согласовали проект без замечаний. Ну что ж, давление на мэров настолько
эффективно, что они все что угодно готовы подписать, лишь бы с областным
финансовым управлением не ссориться.
8. На так называемой «конкурсной» основе, а по сути, волюнтаристски,
предлагается (статья 18) распределять между муниципалитетами региональный фонд
софинансирования расходов, хотя статья 139 Бюджетного кодекса Российской
Федерации требует, чтобы это распределение производилось законом области.
Соответственно, в приложении № 11 эти средства не распределены по районам (муниципалитетам).
9. Индивидуально, в нарушение методики, рассчитываются дотации
городскому округу «Охинский» (статья 23). Странная какая-то, внезапная
«северная любовь»…
Недостатки по доходам
Всего доходы областного бюджета планируются в сумме 28,425 млрд.
рублей.
Но они занижены в диапазоне 0,912 млрд. – 1,569 млрд. рублей.
Посредством чего?
Так, занижены планируемые доходы от строительства, ибо
предполагается снижение объема работ на 5%. А рост этой отрасли по стране за
2007 год планируется в 27%! Думается, что и область не отстанет.
За весь 2008 год налог на прибыль от соглашений о разделе продукции
(СРП) планируется в 536 млн. рублей, тогда как только за 9 месяцев 2007
года уже поступило 772 млн. рублей.
По прогнозу социально-экономического развития области общий объем
налогооблагаемой прибыли составит 26 млрд. рублей, а главное финансовое
управление делает расчеты исходя из прибыли в 17,461 млрд. рублей.
Настораживают грубые арифметические ошибки в доходах. Поступление
налога на прибыль в текущем 2007 году главное финансовое управление планирует в
6 млрд. рублей, а на 2008 год с коэффициентом равным 1,072. В этом случае доход
от налога на прибыль должен быть не менее 6,432 млрд. рублей, а он на 792 млн.
меньше. Похоже, это не ошибка, а это обман.
Недоимка по транспортному налогу оценивается в 297 млн. рублей.
Предусмотрено всего 20-процентное ее погашение, хотя следовало бы, по мнению
областной контрольно-счетной палаты, сократить задолженность на 50%, что
позволит увеличить поступление налога на 89 млн. рублей. Любопытно, что для
муниципальных образований обычно планируется 30-процентное погашение недоимки.
Почему же допущен неравноправный подход?
Не учтен рост на 10% арендной платы за областное имущество – занижение
доходов по этой позиции составляет 3,2 млн. рублей.
Прогнозом социально-экономического развития, составленным комитетом
экономики, планируется рост платных услуг в государственном секторе на
14,3%, а главное финансовое управление планирует сокращение поступления доходов
на 26%. Трудно поверить, что цены на услуги уменьшатся.
Расходы
Расходы планируются в 30 млрд. рублей. Что здесь важно отметить?
1. При индексации некоторых расходов (например, в подразделе
«Транспорт») применяется заниженный уровень инфляции (7,7% – вместо прогнозных
9%). По сути, это ведет к фактическому сокращению финансирования.
2. Плохо в области применяется программно-целевой способ
планирования. Доля программной части в расходах всего 7,4%, в том числе в
образовании – 0,6%, в культуре – 0,5%. В некоторых краях и областях эта
доля выше 80%!
3. Даже принятые программы (а их в области 19) не учитываются в
бюджете. Так, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья следовало
выделить 341 млн. рублей, а в бюджете не запланировано ни рубля. Если не
строить жилье, то это приведет к дальнейшему оттоку населения, обострению
социально-психологического климата в области.
4. По программе «Питьевая вода» непрофинансированный остаток показан в
1,615 млрд. рублей, хотя на самом деле он составляет 5,6 млрд. рублей.
Однако предусмотрено на 2008 год направить на эти цели всего 100 млн. рублей.
Таким образом, программа выполнена не будет, а восполняющего финансирования по
ней не предусмотрено.
5. На программу санитарно-эпидемиологического благополучия следовало по
действующему закону области запланировать 2,162 млн. рублей. Запланировано на
52,4 тыс. рублей меньше. Может быть поэтому мы вынуждены на 50 млн. рублей
увеличивать затраты по онкодиспансеру? Следует понять, что расходы на
медицинскую профилактику эффективнее расходов на лечение.
6. Капитальные вложения достойны отдельного рассказа. Пока по множеству
объектов отсутствует проектно-сметная документация. Образно говоря, нас может
ожидать не менее 17 «монеронов», когда мы строим неизвестно что и без
утверждения проектно-сметной документации.
Социальная политика
Утверждение председателя комитета по экономической политике и бюджету
А.С. Стародубцева («Единая Россия»), прозвучавшее на парламентских слушаниях по
бюджету, о том, что якобы продолжается увеличение социальной ориентированности
бюджета, - увы, не подтверждается фактами. Для объективности следует
оперировать не только громадьем абсолютных цифр, но и относительными
показателями, раскрывающими внутренние соотношения в бюджете.
Судите сами. Общие расходы бюджета растут на 24,7%, а на
социально-культурные мероприятия с другим темпом – всего на 17,6%. В итоге,
удельный вес расходов на социальную сферу снижается на 1,8%, в том числе
и на образование (-1,0%), и на культуру (-0,3%), и на здравоохранение (-2,6%).
В 2007 году расходы на социальную политику составляли 31,1%, а в 2008 году
планируется 29,3% расходов областного бюджета. Где же здесь увеличение
социальной ориентированности бюджета? Явный разрыв слова и дела. Это
противоречит стратегическим целям бюджетной политики как страны, так и
самой области.
В области нет программы развития культуры. Мы даже не ставим задачу
построить концертный зал, зал филармонии, развивать библиотечную сеть.
В проекте занижены единовременные денежные выплаты детям-сиротам на
35,5 тыс. рублей, не учтен проезд этих детей к месту жительства один раз в год.
Расчет на обеспечение жильем детей-сирот сделан из расчета 9 человек
(6,475 млн. рублей), а нуждающихся в жилье 746 человек этой категории, в том
числе первоочередников – 109 человек.
Расходы на здравоохранение ниже уровня 2007 года на 83 млн. рублей. По
сути, это стагнация.
Страховые взносы на неработающее население увеличиваются всего на 9%,
т.е. на размер инфляции. По сути дела увеличения нет. Программа государственных
гарантий в этой сфере не утверждена, хотя расходные обязательства должны
предшествовать бюджетным обязательствам.
Недостаток средств по лекарственным препаратам составляет 19,4 млн.
рублей (потребность 92 млн. рублей, утверждено администрацией области около 72
млн. рублей). Заболеваемость: онкологическая, психическая, гипертоническая - у
нас выше, чем в России и на Дальнем Востоке на 1/3, а иногда вдвое. Программы
борьбы в этих сферах нет, и это противоречит Бюджетному посланию Президента
России.
Печальное положение с физкультурой и спортом. По подразделу «Спорт и
физическая культура» законопроектом предусмотрены расходы в сумме 9486 тыс.
рублей, что на 1431 тыс. рублей или на 17,8% выше уточненных назначений 2007
года. Но в нарушение статьи 19 Закона Сахалинской области от 31.01.2000 № 155
«О физической культуре и спорте в Сахалинской области», согласно которой
ежегодно по данному подразделу должны предусматриваться расходы в объеме не
менее 0,17% от текущих расходов областного бюджета, планируемые расходы
составляют 0,04% от текущих расходов областного бюджета.
Одной из форм привлечения населения к спорту, здоровому образу жизни
является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, участие
сахалинских спортсменов в республиканских и международных соревнованиях.
По информации, представленной комитетом по физической культуре и спорту
Сахалинской области, ежегодный календарный план спортивно-массовых мероприятий
финансируется с дефицитом до 35-40%. На 2008 год для выполнения всех намеченных
мероприятий необходимо как минимум 12795 тыс. рублей, а законопроектом
предусмотрено всего 8556 тыс. рублей (66,9% от потребности).
Бюджетная заявка на оплату труда планировавшихся к вводу в 2008 году 11
ставок численности тренеров-преподавателей в областных спортивных школах в
сумме 2381 тыс. рублей, 6 единиц для обслуживания канатно-буксировочного
подъемника на горнолыжном спуске, введенного в феврале 2007 года в сумме 857
тыс. рублей, 7 единиц для обслуживания вводимого в декабре 2007 года
70-метрового трамплина в сумме 882 тыс. рублей, не принята.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 29.04.1999 №
80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» государственная
поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организацией,
спортивных сооружений, осуществляется в соответствии с программами развития
физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном
порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По материалам, полученным от комитета по физической культуре и спорту
Сахалинской области (письмо от 18.10.2007 № 03-1269/07), областная целевая
программа на 2008 год не разработана.
Вместо того чтобы заниматься законодательной работой, наиболее массовая
фракция областной Думы бросает своего самого молодого члена на открытие
хаотически или келейно распределяемых спортплощадок. Перерезать ленточки может
и сотрудник облспорткомитета либо управления по молодежной политике, но никак
не депутат областной Думы. А делая чужую работу, оставляешь в небрежении свою.
Можно и дальше множить перечисление недостатков бюджетного
законодательства.
Но придя к выводу, что пока это весьма приблизительный, расчетно
неточный, непрозрачный, во многих частях незаконный документ, открывающий путь
волюнтаризму и снижающий социальную ориентированность бюджетной
политики в области, следует перейти к конструктивизму.
Члены депутатской группы
«Социальная ответственность» (А.А.Болотников, Б.Б.Борисов, В.Н.Белоусов,
В.М.Долгих, Н.П.Долгих, А.И.Кузьменко, С.А.Пономарев, О Тин Ха, С.Б.Седов,
В.В.Шадрин) в целях повышения социальной ориентированности бюджета, с учетом
заключения контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 31.10.2007 на
законопроект, обмена мнениями на парламентских слушаниях по законопроекту
2.11.2007, на заседании постоянного комитета по экономической политике и
бюджету от 6.11.2007, выявленных заниженных доходов в диапазоне 0,912 млрд.
– 1,569 млрд.рублей, предлагают губернатору и коллегам увеличить
доходы бюджета на минимальную величину – 912 млн.рублей, направив их на
следующие виды расходов:
1. |
Областная целевая
программа «Переселение граждан в Сахалинской области из ветхого и аварийного
жилья в 2005-2015 годах». Эти средства указаны в
действующем областном законе о программе. Предполагаемая корректировка
программы не снимает обязательств по ее финансированию. А невключение этих
расходов в областной бюджет – незаконно. |
+
341,118 млн.руб. |
2. |
Областная программа
«Обеспечение санитарно-эпиде-миологического благополучия населения
Сахалинской области на 2004-2008 годы». Законом области
предусмотрено на 2008 год – 2162,4 тыс.руб., а по законопроекту планируется всего 2110 тыс.руб. |
+
52,4 тыс.руб. |
3. |
Областная целевая
программа «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства на
2007-2009 годы». В том числе на
модернизацию и техническое перевооружение сельского хозяйства. |
+
65 млн.руб. (38,245
млн.руб.) |
4. |
Реализация
Закона Сахалинской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей». в
том числе: 4.1.
На оплату проезда в санаторно-курортные учреждения детей этой категории из
расчета не 4 чел. (4 х 25 тыс. = 100 тыс.рублей), а 108 чел. (это число
достоверно больных, выявленное КСП). Расчет:
104 х 25 тыс. руб. = 2,6 млн. руб. 4.2.
На выплату единовременного денежного пособия выпускникам ГОУ детям-сиротам. Расчет: смотри стр. 20 заключения КСП от
31.10.2007 4.3.
На обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Расчет:
право на первоочередное получение жилья имеют 109 детей. На 9 средства
предусмотрены. Рыночная стоимость однокомнатной квартиры в муниципальном
образовании 719,4 тыс.руб. х 100 =
71,944 млн.руб. |
+ 74,535 млн. руб. + 2,6 млн. руб. + 35,5 тыс. руб. + 71,914 млн.руб. |
5. |
Субвенции
муниципальным образованиям на питание учащихся 1-4 классов
общеобразовательных учреждений Сахалинской области. Всего
в области 19098 учащихся 1-4 классов. Среди них из малоимущих семей 11684,
питание которых предусмотрено. Стоимость горячего питания – 28 рублей в день.
Количество учебных дней в году – 187. Очевидно,
что демонстрировать имущественное неравенство для малолетних несправедливо и
травматично. Поэтому в данном возрасте кормить следует всех. Расчет:
(19098 – 11684) х 28 руб. в день х 187 уч.дней = 3881970 руб. |
+ 38,819 млн.руб. |
6. |
На
социальное обслуживание населения в связи с изменениями в Законе «О звании
«Ветеран труда Сахалинской области» предусмотреть дополнительно для
увеличения выплат с 700 до 1000 рублей + 9%. Расчет:
1090 руб. х 3950 х 12 мес. = 51666 тыс.руб.
– 33180 руб. = 18486 руб. |
+ 18,486 млн.руб. |
7. |
Субсидия
на оплату проезда в отпуск работников бюджетной сферы муниципальных
образований |
+ 33 млн.руб. |
8. |
Субсидия
на благоустройство населенных пунктов муниципальных образований |
+ 165 млн.руб. |
9. |
Субсидия
на удешевление пассажирских перевозок жителям отдаленных сел до районных
центров и обратно |
+ 8 млн.руб. |
10. |
Строительство
сети телетрансляции в селах области |
+ 15 млн.руб. |
11. |
Расходы
на поисковые работы останков советских воинов и на ремонт воинских
захоронений |
+ 5,6 млн.руб. |
12. |
Приобретение
санитарных машин в муниципальные образования |
+ 7 млн.руб. |
13. |
На
реализацию изменений в Законе Сахалинской области «О социальной поддержке
многодетных семей». Заложено
в проекте 80 млн.рублей. Потребность – 93,3 млн.рублей. |
+ 13,3 млн.руб. |
14. |
Увеличение
финансирования ежемесячного пособия на ребенка, выплата которых производится
в соответствии с статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. |
+ 52,540 млн.руб. |
Хотелось, чтобы губернатор
области и наши коллеги по областной Думе согласились с этими предложениями.
Тогда и бюджет будет социально ориентирован и пользы населению мы принесем
больше, чем укрывая от самих себя будущие доходы.
Депутат
Сахалинской областной Думы С.А. Пономарев